Субсидии для нко

Пять источников поддержки НКО: где найти средства на реализацию проектов

Субсидии для нко

Рассказывает председатель правления «Центра развития некоммерческих организаций» Анна Орлова

Работа любой некоммерческой организации, независимо от направления ее деятельности, требует определенных финансовых вложений. Речь не только о реализации проектов, деньги нужны также для оплаты аренды и коммунальных услуг.

Вопрос финансирования может превратиться в серьезную проблему, особенно для новичков. Где найти средства для осуществления деятельности НКО, и можно ли выделить наиболее успешный вариант фандрайзинга, журналистам SALT.

ZONE рассказала председатель правления «Центра развития некоммерческих организаций» Анна Орлова.

__________________________________________________________________________________________

Источник № 1 — фандрайзинг в госструктурах

«Если говорить об источниках финансирования НКО, то первый из них — средства, которые можно получить от государства.

Это возможности, которые прописаны в программах поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, субсидии как федерального, так и регионального и даже муниципального уровней.

Здесь мы подразумеваем все конкурсы, которые проводят комитеты и министерства, то есть деньги, которые идут из государственного бюджета.

Такие конкурсы проводятся на федеральном уровне Министерством культуры, Министерством по чрезвычайным ситуациям или Министерством здравоохранения, например. Важно, что на уровне регионов это могут быть не только конкурсы субсидий на поддержку проектов, но и субсидии на создание социальной рекламы, на компенсацию коммунальных расходов или на обучение, например.

Помимо субсидирования есть и другие формы поддержки от государства. Это может быть как денежная, так и методическая, организационная или инфраструктурная помощь. Все, что прописано в 31-й статье [“Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций…”] ФЗ „О некоммерческих организациях“. Иногда подобные программы поддержки предусмотрены даже на уровне муниципалитета».

__________________________________________________________________________________________

Источник № 2 — фандрайзинг в фондах

«Вторым источником финансирования НКО являются гранты, конкурсы на которые проводят самые разные фонды — частные, государственные, зарубежные и так далее. Среди государственных самый известный — „Фонд президентских грантов“.

В частном сегменте — фонды Потанина, Прохорова, „Вольное дело“ Олега Дерипаски, „Наше будущее“. Также поддержку российским НКО на конкурсной основе оказывает Европейская комиссия, Совет Министров Северных стран, но в этом случае речь идет уже о зарубежном финансировании.

Существуют также совместные фонды, например, „Фонд поддержки публичной дипломатии“ им. Горчакова. Можно получить средства из фондов местных сообществ, которые дают мини-гранты на уровне своего маленького муниципального образования, города и так далее.

То есть это ресурсы, которые выделяют именно фонды, объявляя конкурсы на проекты или на поддержку каких-нибудь инициатив».

Источник № 3 — фандрайзинг в бизнесе

«Третий источник, из которого НКО могут рассчитывать на поддержку, — это средства бизнеса. Здесь есть целый спектр мотивов, побуждающих предпринимателей помогать некоммерческим организациям. Также существует огромное количество вариантов, как именно можно получить необходимые ресурсы.

Это и участие в конкурсах, учрежденных бизнесменами, и поддержка волонтерским трудом или pro bono, спонсорство, специальные программы в виде постоянных отчислений на зарплаты сотрудникам и так далее. Существуют десятки вариантов того, как бизнес может поддерживать НКО.

Это не только деньги, это и товары, и закупки у некоммерческой организации… У нас есть целая брошюра, посвященная формам успешного взаимодействия бизнеса и НКО».

__________________________________________________________________________________________

Источник № 4 — фандрайзинг среди обычных людей

«Четвертый источник — это частные пожертвования, и спектр здесь тоже очень большой. Люди, готовые поддержать НКО, могут быть как состоятельными, так и самыми обычными. Соответственно, размеры взноса будут тоже совершенно разные.

Есть, например, топ-менеджеры, которые регулярно поддерживают какие-то организации своим вкладом, участием в попечительских советах и деньгами.

Некоторые из них также создают свои собственные фонды, но тогда мы уже возвращаемся ко второму источнику финансирования НКО [фандрайзинг в фондах].

И, конечно, когда мы говорим о частных пожертвованиях, то в большинстве случаев мы имеем в виду именно небольшие пожертвования из разряда „с миру по нитке“. Здесь нужно понимать, что эти пожертвования должны быть рекуррентными, их должно быть удобно совершать, а сама НКО должна быть понятна и доступна.

Способов сбора средств очень много — офлайн, онлайн, sms-пожертвования, через группы в соцсетях, сайты, банковские карты в пользу организаций и так далее. Еще один вариант — это краудфандинг, основанный на сборе средств с помощью платформ-агрегаторов. Но многие НКО предпочитают обходиться без посредника.

За последние 20 лет процент организаций, которые свою деятельность поддерживают только из частных пожертвований, вырос просто в разы».

__________________________________________________________________________________________

Источник № 5 — внутренние ресурсы

«Внутренние ресурсы — пятый источник. Например, если мы посмотрим на бюджет такой некоммерческой организации, как профсоюз, ее бюджет складывается из членских взносов, и это основной источник ее существования.

Подобных организаций довольно много, например, профессиональные ассоциации, бизнес-ассоциации, торгово-промышленные палаты и так далее.

Возможны варианты, когда подобными источниками финансирования являются либо учредители организации, либо ее попечители, либо даже ее сотрудники.

Еще пример использования внутренних ресурсов — когда организация извлекает определенную прибыль из своего имущества, то есть ведет предпринимательскую деятельность. И здесь мы различаем два вида предпринимательства — пассивное и активное.

Осуществляя пассивное предпринимательство, НКО использует уже имеющиеся ресурсы. Например, можно сдавать помещение, которое находится в собственности у организации, или предоставлять машину, которая три раза в неделю развозит, допустим, инвалидов, а в остальные дни стоит без дела.

Социальное предпринимательство, продажа с услуг государству, charity shop, авторский мерчендайзинг — это уже активная предпринимательская деятельность, которую может вести некоммерческая организация.

Тем самым она использует свои товары и услуги, производимые в процессе деятельности, для извлечения прибыли, которую она направляет на основные цели».

Принцип успешного фандрайзинга

«Наиболее успешного источника финансирования для НКО быть не может, он зависит от того, чем занимается конкретная организация.

Организации из маленького городка, где нет ни одного крупного бизнес-предприятия, а доходы всех, кто живет вокруг, практически нулевые, на частные пожертвования рассчитывать не приходится.

Да и как ее будет поддерживать малый бизнес, когда он сам еле теплится? Скорее всего, эта организация будет искать фонды, которые поддерживают малые города, развивают предпринимательство, или попытается получить какую-то поддержку в своем муниципалитете, если она предусмотрена.

Также в данном случае стоит задуматься о развитии какой-то предпринимательской инициативы. Например, в Архангельской области есть лесной отель „Голубино“, который работает как социально-предпринимательский проект. Он является точкой роста на своей территории и делает это ключевым акцентом в своей фандрайзинговой кампании для привлечения ресурсов.

Фандрайзинг НКО заключается в том, чтобы понять, какая комбинация источников средств актуальна для конкретной организации с определенными целями, потребностями и миссией, с учетом ее целевой группы и территории, на которой она работает».

Больше материалов на SALT.ZONE.

Гранты для НКО от государства: инструкция по применению | Милосердие.ru

Субсидии для нко

В России под финансированием НКО понимаются в основном гранты. После принятия закона об «иностранных агентах» выбор грантодателей сузился.

С одной стороны, чтобы компенсировать уход зарубежных доноров, из российского бюджета на гранты теперь выделяется больше денег. С другой стороны – получить их по-прежнему довольно сложно.

«Милосердие» изучило самых крупных государственных грантодателей и правила работы с ними.

Фотография: Александр Миридонов/Коммерсантъ /http://www.gazeta.ru/

«Из всех форм поддержки НКО в России в основном развиты только грантовые конкурсы, – жалуется руководитель благотворительного фонда “Волонтеры в помощь детям-сиротам” Елена Альшанская.

– Хотя традиционно для НКО в других странах грант – это способ сделать что-то новое, выходящее за рамки текущей работы, которая поддерживается за счет субсидий, госзаказа или поддержки налогоплательщиков.

В России многим НКО не на что вести текущую основную работу: ведь нужно иметь стабильный штат, помещение. Гранты становятся единственным средством к существованию».

До запрета зарубежного финансирования многие российские НКО поддерживали зарубежные доноры, которые выделяли долгосрочные гранты, в том числе на текущую деятельность и не выставляли ограничений для затрат на работу персонала (российские грантодатели, как правило, разрешают потратить на зарплаты не более 30% гранта).

Когда в 2012 году был подписан закон об НКО – «иностранных агентах», предполагалось, что зарубежную поддержку хотя бы отчасти заместят средства российского бюджета.

Денег на поддержку НКО действительно стало выделяться больше. Но механизмы распределения далеки от идеальных.

Президентские гранты

В 2014 году государство выделило почти 4 млрд руб. на поддержку НКО. Из них 2,7 млрд руб. – президентские гранты. 926 млн руб. – гранты Минэкономразвития. Президентские гранты и гранты Минэко распределяются по-разному.

Президентские гранты выдают по цепочке: сначала деньги получают грантооператоры – некоммерческие неправительственные организации. Каждая из этих организаций имеет свою специализацию и организует свой собственный конкурс проектов.

Тематика президентских грантов разная – от гражданских прав и свобод до поддержки молодежных инициатив. «Выбор грантодающих организаций непонятен, – говорит Альшанская. – Часть из них не имеет опыта грантовой работы. Непонятно, есть ли у них хоть какая-то экспертиза по заявленным темам, кто эксперты – никому не известно».

Изначально президентские гранты распределяла Общественная палата РФ. Но с 2010 года операторов стало больше.

В 2014 году гранты распределяют 7 организаций: «Гражданское достоинство», «Национальный благотворительный фонд», Общество «Знание» России, «Институт проблем гражданского общества», «Российский союз молодежи», «Лига здоровья нации» и Институт социально-экономических и политических исследований. В частности, деньги на защиту детей-сирот и адаптацию инвалидов выделяет «Лига здоровья нации». В этом году она должна распределить 474 млн руб.

Далее каждый грантооператор распределяет деньги самостоятельно, через свои конкурсы.

Согласно последнему исследованию «Трансперенси Интернешнл», распределение президентских грантов происходит крайне не прозрачно.

Эксперты «Трансперенси» проанализировали данные о государственных грантах за 2011 и 2012 годов – по ним уже завершился цикл реализации, и должна была появиться отчетность.

Выяснилось, что из 69 НКО, получивших президентские гранты более 3 млн руб., отчеты об израсходованных средствах на своих сайтах разместили всего 7 организаций. У 17 НКО из 69 не было даже своего сайта. У 29 НКО отсутствует информация о руководстве.

В более чем 40% случаев НКО, получившая грант, связана с государственными структурами, возглавляется депутатом или членом Общественной палаты.

«Специфика президентских грантов такова, что они выделяются в основном на акции и разовые мероприятия, а не на хоть сколько-нибудь системную работу», — говорит Альшанская.

Прием заявок на президентские гранты, как правило, проходит в апреле. Сейчас он уже закончен. Сайт конкурса.

Гранты от Минэкономразвития

Минэко распределяет гранты на поддержку НКО наиболее прозрачно, профессионально и эффективно, в один голос утверждают эксперты «Трансперенси», Альшанская и Мария Черток, директор CAF Россия.

Грантооператоры-посредники у Минэко отсутствуют. Победителей определяет конкурсная комиссия, формирующаяся непосредственно перед конкурсом.

«Прошлогоднее исследование показало, что у грантополучателей Минэкономразвития ситуация с отчетностью и наличием информации на сайтах в целом обстоит гораздо лучше, чем у получателей президентских грантов», – говорится в отчете «Трансперенси». Так, из 32 СО НКО лишь одна организация, «Московский дом милосердия», не имеет своего сайта. Более половины организаций, получивших деньги от Минэко в 2012 году, предоставили отчетность.

Но при этом на конкурсе Минэкономразвития довольно сильная конкуренция – например, в 2013 году ведомство поддержало 42 программы из 606 заявок.

Еще одна важная специфическая черта этого конкурса – Минэко дает деньги на «распространение лучших практик», то есть, на обучение других НКО.

По словам представителя ведомства, в первые два года проведения конкурса значительная часть заявок вообще не была допущена из-за того, что организации просили деньги на текущую деятельность. «Например, есть заявка от спортклуба: мол, мы хотим заниматься с детьми. Это не тематика конкурса.

Минэко развивает институциональные условия, а не занимается предоставлением услуг в части социального обеспечения», – говорит сотрудник министерства.

«Трансперенси» не зря отмечает прозрачность конкурса Минэкономразвития: представители ведомства каждый год проводят семинары для НКО, где рассказывают, например, об основных ошибках в составлении заявок.

Каждая заявка оценивается по 5 критериям, за каждый присваивается определенное количество баллов. Критерии следующие: количество регионов, на территории которых НКО вела проекты, соотношение затрат на программу и ее эффекта, наличие успехов в методической поддержке других НКО, кадровый потенциал и наличие софинансирования из других источников.

«Существует миф, что нужно просить больше – просить 10 млн, чтобы дали 5 млн, – рассказывает сотрудник Минэкономразития на семинаре. – Здесь это не работает.

У нас нет возможности каждую заявку править, поэтому те заявки, где сумма превышает рекомендуемые нами планки, автоматически отклоняются. По срокам – программа, на которую просят грант, должна начинаться не ранее 1 декабря 2014 года.

А реальное финансирование поступит в ноябре 2014 года. Заканчиваться программа должна не позднее ноября 2016 года».

По словам ведущего семинара, самая распространенная ошибка в заявках от НКО – отсутствие логической связи между целями, задачами и результатами программы. «Минэкономразвития оценивает конечный эффект реализации программы, – рассказывает ведущий.

– А по материалам заявки нам непонятно, как изменится ситуация после того, как все будет реализовано. Например, в ожидаемых результатах пишут: проведено 3 семинара и форум. Все это – без указания количества участников. По семинарам и форуму оценить эффект мы не можем.

А если на это запрашивают 3 млн руб., то у нас возникают вопросы».

Часто ошибки встречаются в описании кадрового потенциала, то есть людей, которые будут реализовывать программу.

«К нам приходит много заявок из разряда “в попечительском совете 10 академиков, 20 профессоров и 3 генерал-майора”, – говорит ведущий семинара. – Это неправильный фокус, потому что члены правления зачастую проект не реализуют.

Нас мало интересуют те, кто входит в правление. Нас интересует команда, которая будет реализовывать проект, их опыт работы в некоммерческом секторе».

Еще одна ошибка – в стремлении НКО показать себя в каждом пункте заявки в наилучшем свете. Например, чтобы получить максимальный балл по критерию, учитывающему количество регионов, в которых НКО вела работу, даже если руководитель просто съездил куда-то на семинар, это включают в заявку. Но Минэко проверяют такую информацию, и если работа в регионе не подтверждается, снижает оценку.

Во второй тур конкурса переходят организации, который набрали за свою заявку больше 50 баллов. Дальше они должны представить уже подробную программу своих мероприятий.

В этом году заявки Минэкономразвития будет принимать до 26 мая.

Более подробную информацию о проведении конкурса можно найти здесь.

Комитет общественных связей Москвы

Также гранты распределяет Комитет общественных связей Москвы – из бюджета города на поддержку НКО в этом году выделено 25 млн руб.

Приоритетные направления программы – «Дети Москвы» (в частности, профилактика негативных явлений в подростковой среде, защита прав детей; работа с детьми по месту жительства, защита детей от жестокого обращения, содействие повышению качества жизни детей) и «Согласие и взаимодействие» (содействие межнациональному, межконфессиональному и межкультурному общению, миру и согласию).

От соискателей Комитет требует кроме всего прочего наличие опыта аналогичной деятельности в течение не менее чем одного года и наличие в предыдущие два года доходов (грантов, пожертвований, субсидий), которые были бы не меньше, чем 20% запрашиваемого гранта (если он больше 300 тыс. руб.).

«Раньше это распределение грантов тоже не отличалось особой прозрачностью и понятностью критериев, – говорит Альшанская. – Сейчас ситуация изменилась. Заявки отбирает грамотная экспертная комиссия».Прием заявок на конкурс Комитета продлится до 11 июня.

Более подробная информация – здесь

Субсидии некоммерческим организациям в 2021 году: основания для получения, оформление | Права потребителя в 2021 году

Субсидии для нко

Деятельность некоммерческих организаций во многом способствует проведению государственной политики в социальной, общественной и прочих сферах.

Учитывая, что такие объединения граждан не созданы для извлечения прибыли, присутствует нужда в финансовой поддержке, в том числе и от государства.

В данной статье рассмотрен порядок выделения субсидий некоммерческим организациям в 2021 году, с учетом требований государственных нормативно-правовых актов и направлений использования указанных средств.

Могут ли некоммерческие организации получить субсидии в 2021 году?

Законодательство предполагает выделение субсидий некоммерческим организациям в 2021 году, разграничивая направления работы структур, которым может предоставляться указанная финансовая помощь.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.

Но данный вид поддержки в 2021 году, подразумевает использование выделенных некоммерческим организациям средств, в оговоренных целях. Если будет установлено, что деньги расходуются не по назначению, их придется вернуть. Контроль использования выделенных средств осуществляется государственными органами, принявшими решение о субсидировании.

Цели предоставления субсидий некоммерческим организациям

Согласно ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ, статус некоммерческой организации подразумевает деятельность, связанную с решением социальных задач и направленную на развитие гражданского общества. НКО должны создаваться для ведения работы по следующим направлениям:

  • социальному обслуживанию и поддержке населения;
  • подготовке людей к поведению в условиях чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, оказанию помощи при возникновении указанных обстоятельств;
  • защите экологии и животных;
  • обеспечению сохранности объектов культурного и исторического наследия, природных заповедников и охранных территорий;
  • предоставлению безвозмездного юридического сопровождения, направленного на защиту прав и свобод граждан;
  • профилактику социально опасного поведения;
  • благотворительности и волонтерства;
  • противодействию коррупции;
  • сохранению национальных традиций;
  • содействию военно-патриотическому воспитанию;
  • поисковой работе по выявлению захоронений участников ВОВ, останков погибших и бесследно исчезнувших солдат;
  • профилактическим мерам по предупреждению пожаров и участию в ликвидации их последствий;
  • социальной и культурной адаптации эмигрантов;
  • поддержке бывших наркозависимых;
  • содействию расширению возможностей по созданию рабочих мест;
  • мероприятий по увековечиванию памяти репрессированных граждан.

Указанные некоммерческие организации финансируются за счет:

  • внутренних поступлений – денег от реализации изготовленной продукции или получения членских взносов участников, дивидендов от ценных бумаг;
  • внешней помощи – предоставляется государственными структурами федерального, регионального и муниципального уровня.

Субсидирование некоммерческих организаций в 2021 году относится к видам сторонней помощи. Полученная поддержка может расходоваться получателями в следующих целях:

  • начисление зарплаты работникам;
  • приобретение продукции и услуг, в которых нуждается объединение;
  • оплату аренды недвижимости;
  • выполнение налоговых обязательств.

Выделенные средства нельзя использовать для организации митингов и забастовок. Государственная структура, субсидирующая НКО в 2021 году, контролирует целевой характер расходования предоставленной помощи. При выявлении нарушений, организация обязана вернуть деньги в бюджет государства.

Постановление об утверждении субсидии некоммерческим организациям

Основные правила, определяющие порядок предоставления материальной помощи НКО, утверждены Правительственным постановлением № 1135, подписанным в декабре 2010 года, с учетом изменений, внесенных в 2019 году.

В Постановлении об утверждении субсидии некоммерческим организациям перечислены:

  • результаты, достижение которых, преследуются оказанием финансовой поддержки от государства;
  • порядок финансирования;
  • условия оказания помощи;
  • порядок заключения соглашения о субсидировании некоммерческих организаций и требования к указанному договору;
  • способы контроля целевого использования средств и процедура возврата при выявлении нарушений.

Кроме отмеченного норматива, вопросы материальной поддержки некоммерческих организаций в 2021 году определяются следующими нормативными актами:

  • Бюджетным кодексом РФ.
  • Федеральным законом № 7 от 12.01.1996г.
О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: