Прошение на монашеский постриг образец

Содержание
  1. Прошение на монашеский постриг образец
  2. Русская Православная Церковь
  3. Положение о монастырях и монашествующих (2017)
  4. Oscar-TM.Ru
  5. Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул
  6. Проект «Положения о монастырях и монашествующих»
  7. Настольная книга священнослужителя
  8. Монашеский постриг: второе крещение, или брак души со Христом
  9. Как происходит постриг в монахини
  10. Ступени до монашеского пострига
  11. Виды монашеского пострига
  12. Рясофор
  13. Малая и великая схимы
  14. Практики пострижения
  15. Заключение
  16. Как происходит постриг в монахини русской православной церкви?
  17. Ступени монашеского делания
  18. Особенности чинопоследования монашеского пострига
  19. Что должна сделать женщина, которая хочет уйти в монастырь
  20. Подготовка
  21. Процедура
  22. Как принять монашеский постриг?
  23. Постриг в рясофор
  24. Этапы совершения обряда
  25. Постриг в малую схиму
  26. Особенности тайнодействия
  27. Постриг в великую схиму
  28. Подготовка к монашескому постригу
  29. Кто такой «трудник»?
  30. Послушничество
  31. История обряда
  32. Как поздравить с постригом?
  33. Символ Веры
  34. О принятии монашеского пострига
  35. Как происходит постриг в монахини русской православной церкви?
  36. Положение о монастырях и монашествующих
  37. Чин пострижения в малую схиму

Прошение на монашеский постриг образец

Прошение на монашеский постриг образец

Временное правительство сделало первый шаг к образованию внеконфессионального государства: оно отменило обязательное преподавание закона Божия в школах и отобрало церковно-приходские школы у Церкви, подчинив их Министерству народного просвещения. Формально провозгласив свободу совести, государство проводило политику отрицания религии и ограничения прав верующих.

По новому закону никто не имел полномочий ущемлять права беглых бывших монахов, расстриженных священников и других лиц, которые в царской России имели ограничения в правах.

Русская Православная Церковь

Монашествоа. Общие понятияМонашество является существенной и неотъемлемой частью Священного Предания.

Монашеству, как особому виду христианского подвига, было положено начало трудами преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Египетского и других отцов-пустынников.

Основоположниками монашества на Руси стали преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.Святые отцы и учители Церкви согласно указывали, что монашество есть исполнение слов Спасителя, обращенных к Его ученикам:

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»

(Мф. 16:24-25).Необходимым условием выбора монашеской жизни является особое призвание, понимаемое как глубокая ответная любовь человека ко Господу Иисусу Христу, побуждающая к решительному и всецелому подвигу отвержения себя и мира.

Положение о монастырях и монашествующих (2017)

Хотя многие установления являются общими для всех иночествующих, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности.

* * * В настоящем Положении определяются основы жизни как мужского, так и женского монашества. Для облегчения текста используется только терминология, касающаяся мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник.

За исключением оговоренных случаев все утверждения Положения касаются также игумении, сестричества, сестры, монахини, инокини, послушницы. Монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Богу.

По слову святых отцов, «монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается».

Монах (monacόV (греч.) — один, уединенный) — тот,

Положение является общим руководством для архипастырей в их попечении о монастырях, для игуменов и игумений обителей, а также для всех насельников монастырей и желающих вступить на путь монашеской жизни. В настоящем Положении не рассматриваются установления, касающиеся монахов, не проживающих постоянно в монастырях.

Хотя многие установления являются общими для всех иночествующих, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности. * * * В настоящем Положении определяются основы жизни как мужского, так и женского монашества.

Для облегчения текста используется только терминология, касающаяся мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник.

Oscar-TM.Ru

Допрос на двух страницах в двух экземплярах (выдает канцелярия Епархии после сдачи ставленнического экзамена).

9. Присяга на одной странице в двух экземплярах (выдает канцелярия Епархии после сдачи ставленнического экзамена).

По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову.

Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»).

Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул

Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11 — 12). Добровольная нищета или нестяжание предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей:

«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною»

(Мф. 19, 16-21). Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (Мф.

16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23).

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…»

(Мф 16 24; Мк.8,34; Лк.9,23).

Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч.

Проект «Положения о монастырях и монашествующих»

Целью Положения является определение основных положений монашеской (иноческой) жизни в монастырях Русской Православной Церкви в современных условиях.

I. Монашество а. Общие понятия Монашество является существенной и неотъемлемой частью Священного Предания.

Монашеству, как особому виду христианского подвига, было положено начало трудами преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Египетского и других отцов-пустынников. Основоположниками монашества на Руси стали преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.

Святые отцы и учители Церкви согласно указывали, что монашество есть исполнение слов Спасителя, обращенных к Его ученикам:

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»

(Мф.

16, 24-25). Необходимым условием

Настольная книга священнослужителя

Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (; ; ).

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.»

(; ; ).Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч.

«монахо́с» – одинокий, отшельник), или иноками.Монашество имеет три степени. Трехлетний иску́с, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты.

Послушника, или иначе новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, то есть ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима.

Монашеский постриг: второе крещение, или брак души со Христом

Словом же «сочетаюсь» мы в присутствии ангелов и людей подписали священный договор о том, что теперь мы полностью принадлежим Богу.

«Кто хочет идти за Мною…» — призывал Господь некрещеных. Нам же, крещеным, надлежит произносить: «Говори, Господи, ибо раб Твой слушает».

Это большое дело, братья мои, что мы крестились и стали христианами. Плохо то, что мы забываем крещальные обеты и из-за этого теперь теряем благодать святого крещения.

Но приходят избранные души — женщины и мужчины, юноши и девушки, которые желают обновить обеты святого крещения, сказать уже сознательно, что они отрекаются от дел сатаны и полностью принадлежат Богу, и вновь повторить пострижение волос, которое совершалось при крещении. Пострижение волос, во-первых, символизирует приношение от самой верхней части нашего тела Богу, а во-вторых, означает оставление плохих помыслов и посвящение нашего ума Богу.

Как происходит постриг в монахини

Прошение на монашеский постриг образец

Среди последователей православной веры монашество обладает высокой значимостью.

Люди, прошедшие путь до полного отречения от мирских наслаждений для посвящения себя служению Богу, процедура перехода крайне символична. Поэтому процесс, как происходит постриг в монахини, для многих интересен до подробностей.

Ступени до монашеского пострига

До момента обряда посвящения в монахини женщина проходит 3 ступени:

  • трудник – может стать каждая, не исключается наличие семьи и детей;
  • кандидатка в послушницы – ею называют женщину, желающую далее возвестись в монахини;
  • послушница – та, которая одобрения архиереем официально стала монахиней.

Зачислиться в трудники могут все желающие христиане. Они работают в монастыре в свободное время, при желании вправе оформить трудовые отношения с церковью документально – им будет начисляться заработная плата. Жить они могут как на территории монастыря, так и вне его стен. Оставшиеся жить при монастыре должны неукоснительно соблюдать его правила, отказаться от вредных привычек.

Решившие посвятить свою жизнь монашеству обращаются к настоятельнице, которая вместе со старшими сестрами и духовником обозначают время испытательного срока для будущей послушницы. Весь отведенный период потенциальная монахиня живет при монастыре по принятому уставу, усердно трудится.

К указанной дате пострига она должна окончательно определиться с решением. При отсутствии любых препятствий женщину включают в послушницы. Для этого женщина и настоятельница монастыря подают соответствующее прошение архиерею.

Процедура посвящения проходит в форме благословения от имени епархии. Женщине передают полуапостольник и подрясник. С этого дня она именуется послушницей.

Виды монашеского пострига

В Русской православной церкви официально существуют 3 типа пострига – рясофор, малая и великая схимы.

Рясофор

Рясофор считается подготовительным периодом. Перед постригом женщина проживает в обители – по церковным правилам это занимает не меньше трех лет. Ходатайствовать о процедуре могут и раньше – при наличии тяжелой болезни у кандидатки.

Посвящение в рясофор проходит путем чтения соответствующих молитв, во время процедуры волосы женщины постригают крестом, ее облачают в рясу и клобук. Постригаемой могут поменять имя. Обеты ни в период подготовки, ни во время священнодействия не произносятся.

Данный постриг считается вступлением женщины в начало иноческого пути. Отныне ее именуют инокиней, в отдельных монастырях – рясофорной послушницей или монахиней. Она получает заступничество святого, чьим именем ее нарекли во время посвящения в монахини.

Малая и великая схимы

Началом монашества в церкви считается непосредственно вступление в малую схиму, именуемую также мантией. Процедура характеризуется:

  • наличием обетов постригаемой;
  • полным отречением послушницы от «мирской» жизни;
  • получением нового имени;
  • выдачей монашеской одежды.

Вступление монахини в великую схиму – наиболее торжественная служба. Посвящение проводит архиерей. Но с разрешение архиерея постриг могут совершить другие служители – игумены, настоятель или другие.

Сопровождается длительными молитвами и наставлениями игумена. Постригаемая вновь получает новое имя. К ранее выданным одеждам прибавляются куколь с аналавом и великий параман. Отныне монахиню в монастыре называют схимницей.

Практики пострижения

Очередность пострига в разных монастырях может различаться. В отдельных приходах рясофор может быть пропущен – женщину сразу возводят в малую схиму. Во многих монастырях существует негласная практика посвящать в великую схиму исключительно очень пожилых и смертельно больных монахинь.

Строго определенной очередности процедур пострига РПЦ не придерживается. Церковь рассматривает каждого человека индивидуально, обращая внимание на его желание служить людям и Богу. В отдельных случаях женщин могут посвящать в схимницы вовсе без предшествующих трудов и знаний.

Заключение

  • формально существует несколько определенных ступеней пострига;
  • для достижения каждого последующего уровня требуется выполнить условия, поставленные монастырем – определенный срок служить при церкви, молиться и т.д.;
  • в каждом монастыре свои правила и исключения – процесс пострига в монахини индивидуален в каждом единичном случае.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Как происходит постриг в монахини русской православной церкви?

Прошение на монашеский постриг образец

Монашество — это определённый образ жизни, посвящённый всецело Богу. Своеобразное второе крещение, перерождающее и обновляющее душу. Человек при совершении пострига отрекается от мира и облекается в святой ангельский образ.

Учитывая последовательность того, как происходит постриг в монахини,можно сказать, что данное священнодействие глубоко символично.

Инок даёт пожизненные обеты Богу и взамен получает дар благодати в помощь на борьбу с греховными наклонностями.

Ступени монашеского делания

Чтобы стать монахиней необходимо пройти длительный период испытательного срока. До предполагаемого пострига условно можно выделить три пути монашеского делания:

  • трудник;
  • кандидатка в послушницы;
  • послушница.

Трудником может стать любой верующий христианин, испытывающий потребность и желание поработать в монастыре во Славу Божию при наличии свободного времени.

Такие люди не обязательно становятся монахами, могут иметь семью, детей. Возможно и заключение трудового договора с монастырём с получением зарплаты.

Трудник, который проживает при монастыре, обязан жить по его уставу, соблюдать принятый распорядок дня, не иметь вредных привычек.

Женщина, желающая стать монахиней, поступая в монастырь, именуется кандидаткой в послушницы. Знакомится с уставом, сама решает подходит ли ей такая жизнь, испытывает свою совесть. Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами.

Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки.

После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.

На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:

  • рясофор;
  • малая схима (мантия);
  • великая схима.

Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет. Священнодействие производится:

  • с чтением специальных молитв;
  • пострижением волос крестом;
  • переменой или оставлением старого имени;
  • отсутствием обетов;
  • облачением в рясу и клобук.

Несмотря на то, что обеты не произносятся, само свободное вступление на иноческий путь является обязательством перед Богом чистого жития.

Рясофор можно назвать подготовительным этапом монашеского пострига, как обручение в браке. Насельница может называться инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей.

В помощь ей преподаётся благодать Божия и заступничество святого, имя которого получено в священнодействии.

Существуют различные практики пострижения в монахини. В некоторых монастырях пропускается рясофор и сразу производят в малую схиму.

На святой горе Афон есть случаи, когда верующий принимает великую схиму без предшествующих званий.

Каждый человек неповторим, и в православной традиции, несмотря на каноны, любовь к ближнему превыше всего и сохраняется индивидуальный подход к верующему, желающему отдать себя на служение Богу и людям.

Пострижение в малую схиму или мантию собственно и есть начало монашества, так как кандидат даёт обеты Богу, полностью отрекается от мира, получает новое имя, монашеские одежды.

Чинопоследование в великую схиму характеризуется значительной торжественностью, длительностью молитв и наставлений игумена. Снова даётся новое имя и к одеждам добавляется великий параман, куколь с аналавом, а монахиня именуется схимницей.

Сложилась практика в РПЦ постригать в великую схиму престарелых, тяжелобольных людей.

Таинство может совершать как сам правящий архиерей, так и с его благословения другие высшие чины духовенства (иеромонахи, игумены, архимандриты) либо настоятели монастырей.

Особенности чинопоследования монашеского пострига

Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.

Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период.

Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне.

В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями.

Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:

  • пребывать в монастыре, в котором принимает постриг или другом, куда могут отправить по послушанию;
  • постничества и целомудрия;
  • готовности соблюдать монашеские уставы;
  • терпеть скорби иноческой жизни;
  • безбрачия;
  • послушания (настоятелю монастыря и сёстрам);
  • бедности (нестяжания).

После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь.

Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое.

Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.

Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.

В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.

Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества — соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.

В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения — мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и в монастыре погибнуть.

Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает.

Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.

Что должна сделать женщина, которая хочет уйти в монастырь

Прошение на монашеский постриг образец

В жизни многих людей бывают периоды, когда хочется буквально сбежать от груза навалившихся проблем, от суеты, переживаний, и обрести тихое пристанище где-нибудь подальше от шумного города и офисных будней.

Некоторые даже начинают в этом случае подумывать о монастыре, надеясь, что именно там они обретут долгожданную гармонию и душевный мир.

Довольно часто к таким эмоциональным решениям склонны женщины, однако, подобные шаги ни в коем случае не стоит делать на основе эмоционального порыва.

Подготовка

Уход в монастырь – это шаг довольно серьёзный и любой хоть немного понимающий в монастырской жизни человек вам скажет, что мира и покоя вы там точно не обретёте – это тяжёлый труд и постоянное преодоление себя.

Потому многие священники рекомендуют, прежде чем окончательно бежать от мира за монастырские стены, потратить время и поездить по разным обителям в качества трудника – добровольного работника, живущего и питающегося в монастыре, чтобы посмотреть и почувствовать монашеский быт изнутри и понять, подходит ли это вам.

К слову, всякий человек, желающий стать монахом, сначала проходит путь трудника, так что, в любом случае, этот опыт будет полезен. Ну и, конечно, придётся изменить привычный ритм жизни – ведь практически вся жизнь в монастыре завязана на богослужении, которое необходимо будет посещать регулярно, и привыкнуть к довольно тяжёлой физической работе.

Если после таких «проб» намерение уйти в монастырь не ушло, а лишь окрепло, необходимо посоветоваться со священником – желательно, конечно, с тем, который вас знает или мнению которого вы более всего доверяете.

Вполне вероятно, что опытный пастырь не благословит вас на этот подвиг, а напротив – начнёт отговаривать, и к этому тоже надо быть готовым и прислушаться: ведь не всегда мы понимаем какие мотивы на самом деле руководят нами, а потому опытный взгляд со стороны иногда бывает полезен в таких серьёзных делах.

Процедура

Если решение принято и благословение духовника получено, женщина может начинать процедуру подготовки к монашеству.

Прежде всего, нужно решить имущественные, юридические и семейные дела (кому передать недвижимость, документы, питомцев), уладить все вопросы с родственниками и всеми, кто зависит от вас и привязан к вам. Важно – женатых и замужних в монашество не принимают.

Любой опытный и разумный священник скажет вам, что, если человек состоит в благополучных семейных отношениях и желает при этом принять монашество, вполне вероятно, он идёт по неверному пути и ему не стоит этого делать.

Если же женщина одна и имеет несовершеннолетних детей, то вопрос о монашестве тоже лучше отложить на потом. Многие делают ошибку, уводя детей за собой в монастырь из благочестивых соображений, однако стоит помнить, что монашество – дело исключительно добровольное и не стоит делать ребёнка заложником своих решений. Это может принести далеко не благочестивые плоды.

После того, как благословение получено и улажены дела, следует поехать в обитель для разговора с настоятельницей.

Обычные документы, которые необходимы для монастыря – паспорт, автобиография, справку о смерти мужа, если женщина вдова, прошение о принятии в обитель. Обычно, постриг разрешается тем, кто уже достиг тридцатилетнего возраста.

Если женщина оставляет в миру несовершеннолетних детей (что нежелательно), нужно будет свидетельство об опеке.

Сразу по прибытии в монастырь принять постриг нельзя – как правило, положен испытательный период сроком от трёх до пяти лет. В этот период женщина проходит определённые этапы жизни в обители. Сначала она становится трудницей.

На этом этапе нужно будет выполнять всякую поручаемую ей работу (стирка, уборка, сельскохозяйственные работы, готовка и другие). Плюс – посещение богослужений. Обычно этот этап длится три года и именно в это время человек решает – оставаться ли ему в монастыре или нет.

Если женщина решает остаться, она становится послушницей – то есть тем, кто готовится принять постриг. Для этого пишется прошение на имя игуменьи монастыря. Послушницы носят чёрный подрясник, как символ предстоящего монашества. Помимо физического труда и молитв, послушницы ещё и морально готовятся к более серьёзному аскетическому подвигу.

Длительность этого этапа определяется индивидуально и в этот период ещё можно принять решение об уходе из монастыря. Если же настоятельница и послушница понимают, что женщина готова к постригу, и желание монашества у неё укрепилось, игуменья пишет прошение на имя архиерея и женщина принимает постриг.

Вместе с постригом женщина принимает новое имя и даёт несколько обетов: обет послушания (отказ от своеволия), обет безбрачия (отказ от половой жизни), обет нестяжания (отказ от собственности) . Помимо этого, монахиня обязуется принять на себя непрестанный молитвенный подвиг.

Как принять монашеский постриг?

Прошение на монашеский постриг образец

Принятие монашеского пострига является одним из таинственных обрядов, в процессе которого человек принимает на всю жизнь монашество и на всю жизнь дает обещание исполнять определенные обеты. Взамен Господь награждает человека необычайной благодатью, которую сразу же можно почувствовать.

В православной религии монашество распределяется на три различные степени, а именно, рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима). Чин пострига монашеского в каждом случае будет иметь свою форму и особенности.

Постриг в рясофор

Для того чтобы получить постриг в рясофор, совершается чтение определенных молитв. Происходит пострижение волос, а затем человек получает новое имя и уже не имеет права отзываться на прежнее.

Человек получает жизнь с чистого лица, но обряд является неким обещанием перед Господом, что все обеты будут сдержаны.

После чего на человека надевают черную мантию, и он уже постоянно должен перебывать в темных монашеских одеждах.

Этапы совершения обряда

Постриг рясофор не являлся понятием о монашестве. И это совершенно логично, ведь принятие этого чина не предусматривает наложение на себя каких-либо обетов.

Принятие чина включает в себя прочтение настоятелем нескольких молитв, в которых он обращается к Господу с определенной просьбой, а именно «пожити достойно во ангельском сим житии».

Затем происходит пострижение волос, а также облачение в рясу, эти действия не сопровождаются определенными молитвами. После совершения этих действий над человеком читается еще одна определенная молитва, в которой выражается прошение о благодати.

По окончании службы иноку предстоит познакомиться со своим духовным родителем, его подводит настоятель монастыря с молитвой. Более значительной и торжественной является служба при принятии пострига в малую схиму.

Постриг в малую схиму

Следующий этап есть посвящение в малую схиму, или в мантию. Здесь также есть определенные правила и обеты. Рясофор должен принять перед Богом обет безбрачия, а также послушания и нестяжания.

Затем происходит пострижение волос, и человек приобретает снова новое имя, что говорит о том, что он перешел на еще один новый этап своей жизни, теперь он будет постоянно перебывать в благодати.

Для всех, кто серьезно решил связать свою жизнь с Господом и совершить монашеский постриг, чинопоследование обязательно.

Особенности тайнодействия

Служба может совершаться по окончании литургии. Но в большинстве случаев для такого пострига отводится отдельная служба, чтобы провести все почести. Посвящение начинается с песнопения.

Когда происходит песнопение, постригаемый должен быть облачен в длинную белую рубаху. При этом ему необходимо от порога храма проползти на животе до центра, при этом помогать себе ногами нельзя. Его должны сопровождать двое старших иноков, которые во время процесса будут прикрывать его своими мантиями.

Процесс останавливается в самом центре храма, постригаемый должен лежать лицом вниз при этом сложив руки крестообразно. Настоятель храма должен обратиться к нему с определенными словами, прославляющими всемилостивого Господа.

По окончании этих слов настоятель должен прикоснуться к постригаемому, это является определенным знаком, что человек может встать.

Если взять во внимание сирийские традиции, то на их языке монах переводится как человек, который постоянно плачет. Плакать он может о себе, и в большей мере о грешности каждого человека в этом мире.

В соответствии с этим представлением о монахе, существуют следующие мысли Исаака:
«Какое другое занятие может иметь монах в своей келье, кроме плача? Неужели он помимо плача может найти время для другой мысли?» Пребывание монаха вдали от человеческой радости, где он и понимает, что его призвание – это плач. Даже само значение его имени говорит о данном, ведь его сердце должно быть наполнено горечью. И все святые прошли этот путь, поселяясь в мире с плачем. Именно поэтому глаза монаха всегда наполнены слезами, это его отрада и есть, тот самый плач. Если он находится без него, то его сердце болит и страдает. А плач этот вызван простым зрелищем, когда лежит перед тобой умерщвленный человек своими же грехами, разве это не может вызвать жалости? Ведь душа убита, и участь эта невыносима.

После того как постригаемый поднимется на ноги, настоятель храма обязан задать ему целый ряд вопрос, чтобы уточнить, зачем он здесь находится, что ему нужно и тому подобное. На свои вопросы он требует четкого и правдивого ответа. Все свои слова постригаемый должен произносить четко и уверенно.

После того как настоятель получит все ответы, он должен напомнить о том, что сейчас здесь присутствуют все святые во главе с Господом, и именно они слушают произнесенные слова.

Далее настоятель храма обязан задать еще целый ряд вопросов, эти вопросы говорят о честности, готовности и правдивости произносимых слов, у человека есть последний шанс отказаться. Настоятель должен быть твердо уверен в добровольности действия, ведь такое решение человек должен принять самостоятельно.

Такой длительный разговор необходим для того, чтобы человек пришел к этому не по чьей-то воле, ведь в истории есть такие случаи, когда постриг был принудительным. Такие случаи есть грубое нарушение, они полностью рушат всю идею, а также являются тяжелым грехом по отношению к ближнему.

Постриг в великую схиму

Процесс пострига в великую схиму довольно схож с другими постригами, но при этом имеет отличие. Прежде всего, служба имеет более торжественный характер и свою особенную строгость.

Совершать службу пострига имеет право только лишь иерей-монах, другие святые отцы этим правом не обладают. Но прежде чем проводить церемонию, необходимо получить благословение у архиерея.

Монашеский постриг в женском монастыре совершается матушкой-настоятельницей, но по предварительному благословению.

Подготовка к монашескому постригу

Принять монашеский постриг благодаря какому-то веянию чувств невозможно. За этой службой стоит определенное время и целый ряд необходимых действий.

В современном церковном постановлении прописаны определенные степени, которые в конечном итоге ведут к монашескому постригу. Данные ступени – это трудничество, послушничество и иночество.

Пройдя эти этапы, человек может задуматься о принятии пострига.

Кто такой «трудник»?

Слово «трудник» появилось уже в современном христианстве, раньше его не применяли. Трудником считается человек, который добровольно посещает монастырь и трудится там во благо. Как известно, помощь в монастыре нужна всегда, и верующий делает очень правильное и доброе дело.

Это может быть даже семейный человек, который приезжает на определенное время, а потом снова приступает к своим мирским делам. Некоторые приезжают сюда во время отпуска. Такой визит не означает, что человек собирается стать монахом, ведь у него могут быть дети и другие обстоятельства.

Но такие действия называются трудом во благо, поэтому человек увозит с собой определенную благодать, которая поможет ему выжить в жестоком мире. Но трудник также может остаться здесь на постоянной основе. То есть человек будет начинать готовить себя уже к монашеству, то есть он должен трудиться не только физически, но и душевно.

И уже через некоторое время такого трудника могут перевести в другой статус, и он продолжит работать над собой.

Нередко случается так, что трудник и послушник несут одинаковые обязанности, возможно, даже вместе выполняют определенного рода поручения. Но, несмотря на такое, так сказать, тесное сотрудничество, эти два класса имеют огромную разницу. Трудником является самый обычный мирской человек.

Да, он приехал в монастырь, чтобы помочь. И, конечно, в перспективе он может стать монахом и более, но на данный момент он считается гостем монастыря и не более того.

А вот послушник – это уже один из членов общины монастыря, он, так сказать, имеет свое право голоса и живет на общих условиях со всеми, но у него есть некий испытательный срок, который необходимо пройти с достоинством.

Как утверждают монахи, трудничество не всегда обязательный этап, это прерогатива мирских людей, которые просто желают помочь монастырю. Если же человек точно решил, что посвятит свою жизнь служению Богу, то он может уже начинать с послушничества.

Женский монашеский постриг имеет такое же последование. Совершается обряд либо в женском монастыре, либо в женской общине.

Послушничество

Для послушания также существует несколько форм. Здесь все просто: либо человек носит рясу, либо нет. Обычный послушник должен ходит в мирской одежде, но при этом она должна скрывать тело и быть темных оттенков. Во втором случае рясу носить можно, но человек уже должен пройти постриг, и тогда он уже будет относиться к классу рясофор.

Этот чин пострига монашеского является одним из видов послушания, ведь человек не дает обетов, поэтому уже с новым именем необходимо готовиться к следующему этапу. На удивление именно этому типу послушания в православной документации уделено скромное внимание. Поэтому многие их права и обязанности не совсем понятны.

При этом четко прописано, что оставление монастыря уже невозможно, и будет являться каноническим преступлением. Исходя из этого правила, выходит, что человек все-таки берет на себя какие-то обещания и обязанности. Так, например, для того, кто совершил монашеский постриг, покинуть стены монастыря и уйти в мирскую жизнь является достаточно тяжким грехом.

Но с такими формулировками иногда бывают не все согласны. Но все же их соблюдать необходимо, если человек действительно желает приблизиться к Богу.

Таким образом, если послушник не уверен, что готов оставаться в стенах монастыря навсегда, то ему необходимо очень хорошо продумать принятие нового чина и, возможно, некоторое время побыть обычным послушником. Ведь послушник может в любой момент покинуть стены монастыря, и при этом грех на его душу возложен не будет, не нужно торопиться с решениями. Так ли важно последование монашеского пострига?

История обряда

Если брать во внимание современные правила, то среди монашеского пострига также выделяют три ступени, а именно рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Все эти три чина пришли в православие из византийской практики. Часто случается так, что пострижение в рясофор просто обходят, и обычный послушник сразу принимает постриг мантию.

Если обратить свое внимание на монастырь горы Афон, то здесь также есть свои особенности, например, пострижение в мантию здесь не совершается, его просто нет, а происходит постриг в великую схиму. А вот в Русской Церкви пострижение в великую схиму является довольно редким явлением.

Как известно, этот чин получают лишь иноки, чаще всего они уже в преклонном возрасте и, возможно, даже имеют серьезные проблемы со здоровьем.

Если копнуть глубже в историю, то можно понять, что изначально разделения на какие-то степени или звания совершенно не было. Принять монашество можно было с помощью определенного акта, это решение принималось один раз и на всю жизнь. И такого длительного времени подумать и попробовать пожить монастырской жизнью не предоставлялось.

А вот уже в 9 веке появилось то самое разделение на малую и великую схиму. Первое упоминание об этом обычае было найдено в записях Феодора Студита, при этом данное новшество вызвало возмущение, таким образом, было сказано: «Не давай так называемой малой схимы, а потом великой, ибо один образ, подобно крещению, как это было в обычае у святых отцов».

Но такое правило разошлось по Руси очень быстро, и многие стали пользоваться именно им, проводя ритуалы пострига. Упоминание об этом новом правиле было замечено у преподобного Феодосия Печерского, а писал он свое повествование со слов Нестора Летописца.

Во времена жития Феодосия такое правило уже было полностью распространено, существовали все выше приведенные чины и, конечно, проводились службы пострига. Но в те времена, например, великая схима не считалась особым чином, ее мог при желании достигнуть каждый монах. Поэтому при определенном духовном росте монаха одаривали этим титулом.

Но уже в 12 веке отношение к этому чину было несколько изменено, было принято считать, что это достаточно почетно, и далеко не все заслуживают посвящения, поэтому постриг был предназначен только для немощных и больных монахов.

Как поздравить с постригом?

Поздравления с монашеским постригом могут иметь свободный характер. Обычно человеку желают обрести особую милость Господа. Также при наречении новым именем может быть рассказана история того святого, в честь которого был назван человек. Произносятся торжественные молитвы. Можно поздравить и своими словами.

Особенный этап в жизни каждого послушника – монашеский постриг. Фото этого тайнодействия, его этапы свидетельствуют о том, что человек, отказываясь от многочисленным мирских благ, получает гораздо больше – любовь к Господу и его неиссякаемую благодать.

Символ Веры

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф 16 24; Мк.8,34; Лк.9,23).

Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. «монахос» — одинокий, отшельник) или иноками.

е. ношением рясы, дабы в ожидании; принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением.

О принятии монашеского пострига

Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые занимаются благотворительностью или социальным служением, заботятся о бедных.

Есть монахи — священнослужители на приходах. Одним словом, внешняя картина монашеской жизни может быть самой разной.

Но внутренняя суть от этого не меняется. А она заключается, как мне кажется, в двух вещах — в одиночестве и в непрестанном предстоянии Богу.

Поэтому человек, который не чувствует призвания к одиночеству, к тому, чтобы всю свою жизнь без остатка отдать Богу, не должен становиться монахом.

Случается, что молодые люди принимают монашество, ориентируясь на те или иные возможности, которые, как они полагают, можно будет получить, приняв постриг.

Огромную и трагическую ошибку допускают люди, которые принимают постриг ради церковной карьеры.

В современной практике Православной Церкви архиереем может стать только монашествующий.

Как происходит постриг в монахини русской православной церкви?

Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами.

Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки.

После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.

На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:

  1. малая схима (мантия);
  2. рясофор;
  3. великая схима.

Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет.

Священнодействие производится:

  1. пострижением
  2. с чтением специальных молитв;

Положение о монастырях и монашествующих

Хотя многие установления являются общими для всех иночествующих, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности.

* * * В настоящем Положении определяются основы жизни как мужского, так и женского монашества. Для облегчения текста используется только терминология, касающаяся мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник.

За исключением оговоренных случаев все утверждения Положения касаются также игумении, сестричества, сестры, монахини, инокини, послушницы. Монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Богу.

По слову святых отцов,

«монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается»

. Монах (monacόV (греч.) — один, уединенный) — тот,

Чин пострижения в малую схиму

Подобен: Гроб Твой, Спасе: Обятия Отча отверсти ми потшщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое не презри сердце.

Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

Сему же поему, братия вси исходят в притвор, и вземше свещы, пред’идут два два, тихо поюще вышеписанный тропарь, хотяй же пострищися созади послежде всех между старцем и екклисиархом, и во единей власянице токмо, не опоясан, не обувен, и главою откровенною идет, руце имый согбенне к персем аки связане, вшед же в церковь, покланяется главою низко к востоку единощи, таже пришед пред амвон, паки покланяется такожде, пред святыя же врата пришед, пад на землю ниц лежит, моляся в себе прилежно Господеви о прощении своих грехов, и о еже прияти его в чин кающихся.

По скончании же пения тропаря, настоятель велегласно глаголет к лежащему: Бог

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: