Прием товара работ услуг по 44 фз

Содержание
  1. Акт приемки товара по 44-ФЗ: его основные особенности на основании положений закупочного законодательства и образец документа
  2. Акт приемки товара и нормативная основа его существования
  3. Порядок приемки товара
  4. Акт приемки товара по 44-ФЗ
  5. Экспертиза по 44-ФЗ – Приемка по госконтракту | Адвокат Мугин Александр
  6. Приемка по 44-ФЗ
  7. Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке
  8. Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке
  9. Как осуществляется приемка товаров по 44-ФЗ
  10. Порядок приемки товара по 44-ФЗ
  11. Этапы приемки товаров по 44-ФЗ
  12. Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ
  13. Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ
  14. Как осуществить приемку товаров по 44-ФЗ: инструкция для заказчика
  15. Как составить акт приемки товаров по 44-ФЗ
  16. Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ
  17. Покупатель отказывается платить
  18. Экспертиза по закону 44-ФЗ
  19. Что является целью проведения экспертизы по контракту?
  20. Срок проведения экспертизы по 44-ФЗ
  21. Внутренняя экспертиза контракта
  22. Правовая экспертиза контракта по 44-ФЗ
  23. Что нужно знать поставщику о приемке по 44-ФЗ | Контур.Закупки
  24. На этапе подготовки заявки
  25. Перед заключением контракта
  26. Замена объекта закупки
  27. Поставка эквивалента
  28. На этапе приемки
  29. Претензий нет
  30. Устранимые недостатки
  31. Отказ в приемке

Акт приемки товара по 44-ФЗ: его основные особенности на основании положений закупочного законодательства и образец документа

Прием товара работ услуг по 44 фз

Любой поставленный товар в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок для обеспечения нужд различных уровней заказчиков должен приниматься в соответствии с положениями действующего законодательства.

Статья 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает необходимость обязательного составления акта приемки товара.

Акт приемки товара и нормативная основа его существования

Акт приемки товара является тем документом, который подтверждает факт передачи определенного имущества от поставщика к заказчику.

Однако этот документ нельзя путать с актом экспертизы поставленного товара – данный документ обязан установить соответствие поставленного товара тем техническим, а также физическим и химическим свойствам, которые установлены в качестве требований к такому товару. Акт приемки товара – это документ, который подтверждает только факт передачи товара.

Последние изменения, которые были внесены в положения статьи 94, обязывают государственного и муниципального заказчика составлять акт приемки товара, отражая в этом документе информацию о том, была ли проведена первичная экспертиза поставленного товара, и в каком виде она была проведена.

Такая экспертиза должна отразить, в первую очередь, соответствует ли поставленный товар условиям контракта.

Порядок приемки товара

Приемка товара осуществляется во всех случаях, когда происходит поставка, вне зависимости от того, идет речь о полной поставке товара либо о частичной – требуется проводить процедуру в отношении каждого предоставленного товара. Приемка осуществляется в соответствии с требованиями современного действующего законодательства минимум в два этапа:

  • на первом этапе происходит определение того, насколько соответствует поставленный товар условиям контракта в части наименований (приемочная комиссия, которая присутствует при поставке товара на склад государственного или муниципального заказчика, оценивает фактически поставленный товар на предмет его соответствия ведомости поставки, выступающей в качестве приложения к контракту);
  • на втором этапе государственный или муниципальный заказчик проводит процедуру экспертизы поставленного товара в части его соответствия обозначенным в техническом задании к контракту требованиям с технической, физической или химической точек зрения. Для проведения такой экспертизы могут быть привлечены эксперты из внешних экспертных организаций либо обладающие специальными профильными знаниями сотрудники тех подразделений, которые заинтересованы в проведении закупки.

В рамках приемки поставленного товара происходит осуществление экспертизы. Данное требование содержится в положениях статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

На основании положений указанной статьи на заказчика ложится обязанность создать специальную приемочную комиссию из числа своих сотрудников. В том случае, если штат заказчика достаточно крупный по размерам и имеется разделение на различные подразделения, то в каждом таком подразделении создается своя приемочная комиссия, которая обязана принимать тот товар, инициатором закупки которого стало именно такое подразделение.

В число членов такой комиссии должны входить люди либо работающие по профилю, либо имеющие профильное образование. Если штат небольшой либо нет разделения на подразделения, создается единая приемочная комиссия, в которой должен быть минимум один сотрудник, имеющий профильное образование либо работающий по профильной специальности по отношению к проводимой закупке.

В случае установления специальных требований к проводимой экспертизе закупаемого товара (например, если речь идет о технически сложном товаре или о товаре, для выявления соответствия которого требованиям контракта потребуются специальные физические или химические исследования, проводимые только в лабораторных условиях) потребуется привлечение внешних экспертов или экспертных организаций.

Комиссия, которая принимает поставленный товар, создается и утверждается на основании специального приказа. На основании сложившейся практики можно сказать о том, что число членов такой комиссии не может быть четным (так как в случае разделения о том, следует ли принять товар или нет, не будет решающего большинства).

Кроме того, в такую комиссию не могут входить сотрудники контрактной службы либо контрактные управляющие, а также лица, которые могут быть косвенным образом заинтересованы в приемке результатов исполнения контракта даже в том случае, если такие результаты не соответствуют действительности (например, родственники сотрудников организации-поставщика).

Отдельного внимания заслуживает момент порядка приемки товара в случаях, когда была допущена просрочка исполнения обязательств.

Если по контракту допущена просрочка поставки, то в соответствии с требованиями Федеральной антимонопольной службы срок такой просрочки исчисляется со дня, следующего за последним днем поставки, по день, когда товар был поставлен в полном объеме. Если заказчик провел экспертизу поставленного товара своими силами или с привлечением сторонних экспертных организаций и установил, что товар соответствует требованиям контракта, то недопустимо считать дни просрочки до даты получения экспертного заключения, так как это прямым образом нарушает права исполнителя.

В том же случае, если по результатам проведенной экспертизы было установлено, что поставленный товар не соответствует заявленным физическим, химическим или техническим свойствам, которые зафиксированы в требованиях, сформулированных в обязательных приложениях к контракту, то срок просрочки исполнения обязательств будет считаться вплоть до дня полного исправления допущенных ошибок со стороны исполнителя в части реализации с его стороны условий контракта.

Акт приемки товара по 44-ФЗ

Как уже говорилось выше, акт приемки поставленного товара по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», должен составляться в соответствии с положениями статьи 94 указанного закона.

В соответствии с положениями указанной нормы федерального законодательства акт приемки товара должен быть составлен после того, как исполнитель в целях реализации взятых на себя обязательств по контракту поставил товар в полном объеме либо осуществил его частичную поставку.

Статья 94, как и принятые в ее исполнение Постановления Правительства, а также изданные письма Минфина не указывают на конкретные сроки составления такого акта.

Однако на основании сложившейся практики можно сказать, что составление данного документа и подписание всеми сторонами должно быть осуществлено в разумные сроки, которые не превышают, как правило, пяти дней.

Составление акта происходит на основании того, какой товар и в каком объеме был поставлен на склад заказчика. Для того чтобы данный документ был признан легитимным, он должен составляться на основании тех товарных накладных или универсальных передаточных документов, которые сопровождают товар, а также на основании фактических сведений об осуществленной поставке.

В акте приемки товара следует указывать следующие сведения:

  • в правом верхнем углу – данные об утверждении данного акта руководителем организации либо уполномоченным на то должностным лицом, а также дата такого утверждения. Дата утверждения акта приемки должна соответствовать дате составления такого акта либо быть не более, чем на один день позже даты составления;
  • дата составления акта должна быть сформирована в соответствии с условиями контракта, где в разделе, посвященном порядку приемки товара, указывается срок, в течение которого должны быть составлены документы, подтверждающие факт передачи товара от исполнителя по контракту на склад государственного или муниципального заказчика;
  • указание на состав комиссии. В большинстве случаев заказчик указывает при составлении акта приемки всех членов комиссии, которые включены в нее по специально утвержденному приказу. Однако это не является правильным в том случае, если кто-то из членов комиссии отсутствует. В таком случае возможно признание составленного акта нелегитимным, так как отсутствуют подписи всех членов комиссии. В этом случае возможно в тексте акта указать, что акт сформирован комиссией, утвержденной приказом (с указанием реквизитов такого приказа), а при фактической приемке товара присутствовало конкретное количество членов (при таком указании допустимо поименное перечисление таких членов). В этом случае, если по каким-то причинам в разделе с подписями членов комиссии их не будет хватать, то вопросов у проверяющих органов будет существенно меньше;
  • в тексте акта следует указать, что заказчиком была проведена приемка поставленного товара на предмет соответствия требованиям контракта. С января 2019 года Федеральное казначейство в лице своих территориальных органов при проведении выездных проверок на предмет соблюдения положений федерального закупочного законодательства рекомендует государственным и муниципальным заказчикам указывать в акте приемки на проведение внутренней экспертизы. Такое требование не является обязательным к исполнению, но сформулировано на основании положений статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе». Проведение внутренней экспертизы результатов исполнения контрактов не предусматривает наличие специальных знаний у членов приемочной комиссии заказчика по конкретному типу поставляемого товара. Проведение такой первичной экспертизы ставит, главным образом, цель установления соблюдения исполнителем требований ведомости поставки по контракту (например, что поставлен антифриз марки «ООО», как это предусмотрено контрактом, а не марки «ААА», как исполнитель поставил по другому контракту, заключенному с этим же заказчиком). За проверку качества поставленного товара уже будет отвечать вторичная экспертиза, проводимая после приемки товара на склад;
  • по итогам проведенного первичного осмотра поставляемого товара в тексте акта должны быть сформулированы указания на то, соответствует ли поставленный товар требованиям контракта или нет, а также в каком объеме он соответствует. На основании результатов установления такого соответствия заказчик отвечает на ключевой вопрос: принимается ли товар или не принимается, и в каком объеме он будет принят;
  • в конце акта ставятся подписи всех членов комиссии, которые фактически приняли участие в приемке товара. Кроме того, если кто-то из членов комиссии не согласен с общими выводами, он может высказать свое мнение на специальном бланке приложения к акту. Каждая подпись ставится с датой, когда она поставлена;
  • акт приемки товара должен быть подписан обеими сторонами по контракту. Представитель поставщика имеет право поставить свою подпись только в том случае, если у него на это есть доверенность (например, если речь идет о подписи водителя-экспедитора). Если речь идет о присутствии при передаче товара уполномоченного должностного лица исполнителя либо самого руководителя, доверенность не потребуется.

Кроме указанных требований акта приемки, необходимо также учесть, что для полного признания легитимным акта приемки товара он должен быть сопровожден определенным пакетом документов, в который входят:

  • товарные накладные, товарно-транспортные накладные или универсальные передаточные документы;
  • сертификаты соответствия на предоставленный товар либо документы, подтверждающие отсутствие необходимости проведения сертификационных мероприятий;
  • в случае с товарами иностранного производства необходимо приложить документы, подтверждающие страну происхождения товара, а если речь идет о товарах, в отношении которых установлены специальные требования о допуске (как, например, для медицинских изделий из ПВХ-материалов, закупка которых происходит с использованием положений Постановления Правительства РФ №102 от 15 февраля 2915 года), потребуется также приложить заключение специальной экспертизы, подтверждающей наличие материалов для производства таких товаров в установленном федеральными нормативными актами процентном соотношении;
  • копия доверенности на то лицо, которое ставит подпись от исполнителя на акте приемки товара. Копия либо должна быть заверена нотариально, либо предоставляется оригинал, с которого заказчик собственноручно снимает копию, и сам ее заверяет печатью своей организации, указав, что копия верна и сделана в дату фактической приемки товара.

Все перечисленные документы должны быть предоставлены либо с самим товаром, либо в течение специально установленного контрактом срока, так как без них надлежащим образом заключенный контракт не может быть исполнен.

В случае если поставщик такие документы не предоставил, в соответствии с положениями статьи 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации он может быть признан нарушившим свои обязательства по контракту, что может повлечь наложение на него штрафных санкций за неисполнение обязательств по контракту, если такие обязательства не имеют стоимостного выражения.

Экспертиза по 44-ФЗ – Приемка по госконтракту | Адвокат Мугин Александр

Прием товара работ услуг по 44 фз

Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав.

Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).

Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.

Подрядчики, в свою очередь, порой хаотично пытаются исполнить совершенно необоснованные требования заказчиков, выполняют дополнительные работы, осуществляют поставку не предусмотренных контрактом товаров, либо отгружают товары с улучшенными характеристиками.

https://www.youtube.com/watch?v=6lJdie5h8jUu0026t=380s

По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.

Приемка по 44-ФЗ

Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).

Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.

Для проведения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может создавать приемочная комиссии, которая состоит не менее чем из пяти человек. Тут у заказчика, как правило, проблем не возникает.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них – обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом.

Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом.

По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом.

Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара. Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом отказываются принимать работу, пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.

Представляется, что включая в закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.

В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.

Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда заказчик отказывается оплачивать работу я писал в предыдущих публикациях.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке

Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).

Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.

У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.

Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.

Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.

Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.

Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.

Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.

Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.

В письме от 12.06.

2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу.

Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке

Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы.

Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Если на заказчика не повлияют ваши доводы о неправомерности отказа в приемке, разъяснения о последствиях нарушения сроков оплаты по контракту, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, поставщик, заказчик может смело ссылаться на данные нарушения в суде, обосновывая отсутствия у заказчика оснований для отказа в приемке.

Если у вас есть вопросы по поводу взыскания задолженности за выполненные работы или поставленные товары – обращайтесь, с удовольствием помогу.

Как осуществляется приемка товаров по 44-ФЗ

Прием товара работ услуг по 44 фз

Из этой статьи вы узнаете:

  • Порядок приемки товара по 44-ФЗ
  • Этапы приемки товаров по 44-ФЗ
  • Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ
  • Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ
  • Как осуществить приемку товаров по 44-ФЗ: инструкция для заказчика
  • Как составить акт приемки товаров по 44-ФЗ
  • Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ

Приемка товаров по 44-ФЗ считается самым важным этапом при исполнении контрактов. От того, насколько юридически точно и грамотно проведена приемка, во многом зависит необходимость последующей защиты прав заказчика. А потребоваться она может, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствует заявленным в контракте характеристикам.

Чтобы не возникло проблем и негативных последствий, приемка товаров по 44-ФЗ должна осуществляться с учетом всех юридических тонкостей. Об основных особенностях данного процесса мы вам расскажем в статье.

Порядок приемки товара по 44-ФЗ

В соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ заказчик после получения товара должен произвести его осмотр в срок, установленный на законодательном уровне, в договоре поставки или обычаями делового оборота.

Обязательна также проверка соответствия поступившего товара по количеству и качеству условиям контракта. Порядок проверки определяет закон.

Если покупатель обнаруживает, что товар имеет недостатки или характеристики, отличные от заявленных, то он обязан сразу же отправить письменное уведомление об этом поставщику.

Если у участников госзакупки возникают вопросы, как нужно принимать товар, то им следует обращаться к тексту заключенного ими контракта и внимательно изучать прописанные там правила приемки товаров по 44-ФЗ.

Этапы приемки товаров по 44-ФЗ

Итак, чтобы принять товар, необходимо:

1. Сформировать комиссию (этот этап не является обязательным)

Если покупатель хочет создать приемочную комиссию, то в качестве ее участников нужно привлекать сотрудников, имеющих профессиональные компетенции в области предмета контракта, а также представителей поставщика (подрядчика, исполнителя). Допускается создавать единую комиссию для приемки товаров по всем контрактам или для каждой поставки отдельную.

Возможна и не комиссионная приемка товаров, работ и услуг. В таком случае ее проводит сотрудник, имеющий такие полномочия (в соответствии с должностной инструкцией или специально изданным приказом о приемке товаров по ФЗ № 44).

2. Проверить, все ли предоставлены сопроводительные документы

Полный перечень необходимых документов содержится в контракте. Обычно требуются счета, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, технические и гарантийные паспорта, сертификаты, различные инструкции и т. п.

Если заказчик устанавливает, что каких-либо документов недостает, то комиссия (или уполномоченный сотрудник) составляет акт рекламации, где указывает, какие именно документы не предоставлены и в какой срок их нужно прислать.

3. Принять товар по количеству, ассортименту и комплектности

Приемку товаров по контракту 44-ФЗ нужно проводить по адресу поставки, основываясь на данных, указанных в сопроводительных документах (товарных накладных, УПД, актах и т. п.). При этом возможны два результата процедуры:

  • Товар поставлен в количестве, ассортименте и комплектности, соответствующими прописанным в контракте. В таком случае осуществляется переход приемки на следующий этап после подписания сопроводительных документов уполномоченным представителем заказчика.
  • Выявляется несоответствие количества, ассортимента и комплектности поставленного товара указанным в контракте. При этом составляется акт рекламации (претензия) и передается лично в руки представителю поставщика (подрядчика, исполнителя) или направляется в его адрес заказным письмом. Унифицированной формы претензии не существует, она составляется организацией или может быть свободной, однако в ней обязательно нужно указывать: – на каком основании предъявляется претензия (пример текста: «В соответствии с контрактом Ваша компания обязалась поставить товар со следующими характеристиками…»);- в чем суть претензии (например, несоответствие требованиям по качеству, недостача, наличие повреждений…);- какие требования выставляет заказчик (пример текста: «Предлагаем в течение недели поставить (заменить, выполнить, оказать) …»).

4. Проверить результаты, предусмотренные контрактом, в части их соответствия условиям контракта (провести экспертизу)

В случае самостоятельного проведения экспертизы заказчиком необходимо назначение сотрудников, которые будут полномочны проводить экспертизу результатов, предусмотренных в контракте. Чтобы они могли проверить поставленные товары, у них должны быть достаточные для этого знания, опыт и квалификация.

https://www.youtube.com/watch?v=1jfY9JGCD9s

Оценивать соответствие поставки условиям контракта можно с помощью выборочной (частичной) или сплошной проверки.

Сплошная проверка предполагает оценку каждой единицы товара. В ходе выборочной же производится отбор нескольких экземпляров из поставленной партии, и после их проверки результаты распространяются на всю поставку.

Оформление результатов экспертизы осуществляется в форме заключения.

Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 6 ст. 94 44-ФЗ для приемки товара покупателем возможно создание приемочной комиссии. Единственное требование к ней – состав в количестве не менее 5 человек. И это необязательно должны быть только работники покупателя.

Однако, если в контракте указано, что заказчик должен обязательно применять Инструкцию по приемке, необходимо соблюдение еще одного требования к приемочной комиссии – в ее составе должны быть лица, имеющие компетенции в вопросах качества и комплектности принимаемого товара. В таком случае при формировании комиссии по приемке товара по ФЗ № 44 принимается во внимание род деятельности, образование, стаж работы кандидатов.

Для создания приемочной комиссии требуется утверждение положения о ее работе и издание приказа о ее формировании.

Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ

Если при экспертизе товаров выявляется их полное соответствие требованиям покупателей, составляется документ о приемке. Его подписывает заказчик, а в случае комиссионной проверки подпись должны поставить все члены приемочной комиссии.

Требуется также утверждение документа о приемке заказчиком. Если экспертиза проводилась с привлечением сторонней компании или эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ составляется с учетом выводов, изложенных в экспертном заключении.

Это заключение можно прилагать к акту приемки.

Если заказчик признает поставленный товар не соответствующим условиям контракта, то ему необходимо написать мотивированный отказ принимать его. Этот документ направляется в адрес исполнителя заказа.

Обязательного шаблона отказа от приемки не существует, он составляется в свободной форме. Желательно, чтобы он содержал:

  • информацию о товаре и сумме контракта;
  • результаты экспертизы;
  • заключение приемочной комиссии с учетом экспертного мнения;
  • перечень обнаруженных несоответствий;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Если в контракте прописано обязательное соблюдение требований Инструкции по приемке, то составление акта приемки следует осуществлять с учетом положений данного документа.

Перечисленные документы о приемке товара по 44-ФЗ необходимо оформлять в сроки, которые установлены законодательно или прописаны в контракте.

Для скачивания есть шаблон акта приемки товара, работы, услуги по 44-ФЗ

Как осуществить приемку товаров по 44-ФЗ: инструкция для заказчика

П. 1 ч. 13 ст. 34 гласит, что порядок и срок приемки товара, работ, услуг по 44-ФЗ являются обязательными условиями контракта. Поэтому при их определении следует учитывать технологическую сложность объекта договора, объем поставки и другие характеристики.

Некоторые покупатели практикуют разработку и утверждение отдельного положения приемки товаров по 44-ФЗ, включая в него принципы и правила ее проведения, формы документов и порядок создания приемочной комиссии. Принимать товар нужно в строгом соответствии с правилами, прописанными в контракте.

Итак, инструкция по приемке товара по 44-ФЗ, образец:

  1. Подготовка помещения для приемки, освобождение проезда и прохода к нему.
  2. Отправка ответственного за приемку товара по 44-ФЗ или приемочной комиссии.
  3. Получение товара в день, указанный в договоре.
  4. Проверка соответствия поставки указанным в накладной сведениям и состояния упаковки.
  5. Подписание товарной накладной в качестве подтверждения, что получено определенное количество мест товара.
  6. Сохранение товара или результатов работ/услуг при приемке.
  7. Приглашение поставщика/исполнителя или его представителей осмотреть и проверить продукцию или результаты работ/услуг, если это требуется.
  8. Проверка количества, качественных характеристик, комплектности и других параметров в установленные контрактом сроки.
  9. Проведение внутренней экспертизы поставленного товара.
  10. Оформление акта о приемке или об отказе от приемки товара по 44-ФЗ.

Если вы отказываетесь принимать поставленную продукцию или ее часть, то ее нужно обязательно сохранить до возврата поставщику (п. 1 ст. 514 Гражданского кодекса РФ).

Также вам нужно подготовить все необходимое, чтобы можно было принять товар (п. 1 ст. 513 Гражданского кодекса РФ).

При наличии в документации требования к поставщику обеспечить гарантийные обязательства оформлять акт следует только после предоставления такого обеспечения по 44-ФЗ в порядке и в сроки, прописанные в контракте (ч. 7.1 ст. 94 44-ФЗ).

Как составить акт приемки товаров по 44-ФЗ

Фиксация исполненных обязательств (общих или для каждого этапа в отдельности) осуществляется в документе – акте приемки товара, работ, услуг.

Он необходим для документирования факта перехода продукции, результатов услуг, работ. Принять товар может как один уполномоченный сотрудник покупателя, так и несколько человек в составе приемочной комиссии.

В последнем случае в акте должны поставить подпись все, кто участвовал в приемке.

В результате либо проходит приемка поставленных товаров, либо поставщику отказывают в ней, направляя бумагу с описанием причин отказа и выявленных несоответствий, подлежащих исправлению. При этом в расчет принимаются предложения, которые были разработаны в ходе внутренней экспертизы (ч. 3, 5 ст. 94 44-ФЗ).

Ч. 8 ст. 94 44-ФЗ гласит о том, что покупатель имеет право принимать результаты отдельного этапа исполнения контракта, если были выявлены несоответствия положениям контракта, при условии возможности приемки и устранения этих несоответствий исполнителем.

В 44-ФЗ не установлено обязательного шаблона этого акта, он составляется в свободной форме, но обязательно должен содержать:

  1. Перечень поставленных товаров.
  2. Сумму контракта.
  3. Документы, составленные по результатам внутренней экспертизы.
  4. Решение покупателя с учетом мнения экспертов.
  5. Обоснование обнаруженных несоответствий (при наличии).
  6. Подписи покупателя или членов комиссии.

За отсутствие этого акта должностным лицам грозит штраф в размере 20 000 руб. (в соответствии с ч. 9 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Такую же сумму придется выложить заказчику, если он не направит исполнителю контракта мотивированный отказ.

Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ

В 44-ФЗ четко прописано, в каком порядке должна осуществляться приемка, в том числе и в какие сроки. Однако бывает, что заказчик их нарушает и не подписывает своевременно бумаги.

Если покупатель отказывается подписывать приемочные документы, нарушая сроки приемки товара по 44-ФЗ, то в первую очередь необходимо узнать у него, какие на это есть причины.

Если он считает, что контракт исполнен с нарушением условий, то должен отправить исполнителю мотивированный отказ принимать товар. Форма такого отказа свободная, но он обязательно должен содержать перечень выявленных несоответствий, препятствующих приемке.

Доставка отказа поставщику должна быть осуществлена не позднее окончания установленного срока приемки результата исполнения контракта.

После получения такого документа поставщик решает, возможно ли удовлетворение требований покупателя и устранение обнаруженных несоответствий. Однако заказчик может не направить мотивированный отказ в приемке.

В таком случае следует написать ему претензию. Так же нужно поступить и при несогласии с заключениями заказчика о нарушениях. Форма претензии свободная. В ней необходимо изложить все обстоятельства и факты.

Покупатель отказывается платить

Ст. 34 закона 44-ФЗ гласит, что срок оплаты госконтракта составляет 30 дней с даты подписания акта о приемке. Если исполнитель контракта – предприятие из числа СМП или СОНО, то рассчитаться за поставку заказчик должен в течение 15 дней. Если он задерживает оплату, то обязан выплатить неустойку согласно п. 5 ст. 34 44-ФЗ.

Итак, оплата заказа своевременно не была осуществлена. В таком случае поставщик должен написать покупателю претензию. Если она не возымеет действия, то правомерно обращение исполнителя в суд для взыскания с заказчика оплаты.

Однако существуют механизмы, позволяющие решить проблему и без привлечения суда. Так, поскольку заказчики по 44-ФЗ являются бюджетниками, иногда достаточно просто обратиться в вышестоящую организацию.

К примеру, если закупку проводила школа, можно попробовать воздействовать на нее через региональное отделение Министерства образования. Для этого необходимо направить ему обращение с указанием всех обстоятельств.

А именно – написать, что конкретный заказчик отказывается проводить оплату и объясняет это тем, что в бюджете недостаточно средств. И попросить разъяснений по этой ситуации и содействия в ее разрешении.

Допустим, заказчик оставляет претензии без внимания и не называет причину отказа принимать товар. Тогда поставщик может подписать акт о приемке товара по 44-ФЗ со своей стороны и направить почтой заказчику.

https://www.youtube.com/watch?v=gLy_MqTFLvY

Таким образом, существует несколько механизмов досудебного урегулирования с заказчиком проблем с приемкой товаров, работ или услуг. Если их применение не дает положительного результата, выходом может стать обращение в арбитражный суд.

Экспертиза по закону 44-ФЗ

Прием товара работ услуг по 44 фз

   По результатам отгрузки товара, окончания оказания услуг либо выполнении работ в рамках государственного контракта начинается процесс приемки работ. Только по итогам подписания двустороннего акта, подтверждающего полное исполнение поставщиком всех обязательств по договору, возможно рассчитывать на получение всей оплаты.

   Кроме того, по итогам проверки работ возможно возникновение необходимости совершения дополнительных работ в рамках исправления объекта за счет подрядчика, проблемные ситуации и подозрения на нецелевое расходование бюджетных средств (подробнее по ссылке). Все это оттягивает процесс получения прибыли.

   В этой связи, предприниматель заинтересован, чтобы работы были приняты в максимально короткий срок и без дополнительных затрат. Именно для решения перечисленных спорных вопросов о качестве товара / работ / услуг, возникающих между сторонами государственного контракта, проводится экспертиза.

А наш адвокат по тендерам, закупкам, в сфере действия Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ станет Вашим помощником в данной процедуре.

Сотрудничество с нами идет на основе: профессионального подхода, на выгодных вам условиях и в срок.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал , чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Что является целью проведения экспертизы по контракту?

   По итогам проведения исследования экспертиза отвечает на основной вопрос – соответствует ли проверяемый объект (работа, услуга, товар) условиям и требованиям заключенного государственного контракта.

Например, если по договору обязанность построить жилой многоквартирный дом – эксперт должен проверить имеющуюся постройку с приложениями к договору в части этажности, материалов, из которых построен дом и так далее.

   Однако, приведенный пункт не является единственным вопросом. В ходе экспертизы также проверяется соответствует ли оказанная услуга установленным СНИПам, ГОСТам и иным правилам их оказания, а также обычно предъявляемым требованиям к услугам подобного рода на рынке.

Срок проведения экспертизы по 44-ФЗ

   Первоначально стоит отметить, что сам Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ никаких сроков для экспертизы не определяет.

Иные нормативные акты также не содержат обязательных требований к срокам исследования товаров.

Однако, поскольку экспертиза направлена на проверку уже готового товара, то есть проводится на стадии приемки объектов, можно прийти к выводу, что сроки ее проведения не могут превышать регламентированного заключенным контрактом времени на приемку и проверку качества товара заказчиком.

   Если же такой срок не указан в договоре, сроки проведения экспертизы будут устанавливаться привлеченным для исследования специалистом самостоятельно. В таком случае можно говорить, что это и есть разумные сроки на приемку и проверку качества товара.

Внутренняя экспертиза контракта

   Проведение внутренней экспертизы контракта заключается в привлечении заказчиком для оценки товаров собственных штатных экспертов. Однако, в таком случае очевидным является сомнительная объективность результата такой экспертизы ввиду нахождения специалистов в прямой зависимости от заказчика.

Крайне вероятно, что в итоге будут установлены неточности и несоответствия принимаемых работ условиям контракта, что позволит заказчику не производить полную оплату товара до устранения всех замечаний.

Поэтому для поставщика более выгодным является проведение отдельной, самостоятельной и независимой экспертизы

Правовая экспертиза контракта по 44-ФЗ

   Помимо проверки вопроса исполнения контракта стороны вправе еще на стадии его заключения проверить сам договор на наличие скрытых рисков, возможных негативных последствий для сторон и так далее.

Предварительная правовая экспертиза государственного контракта позволит предпринимателю однозначно предвидеть всевозможные потенциальные спорные ситуации.

Это обеспечит возможность заблаговременно подготовиться ко всем рискам по контракту, а также заранее правильно начать исполнение договора и оформление данного процесса.

   Учитывая многомиллионные суммы по государственным контрактам, установленные неустойки за нарушение условий такого договора, прогнозирование дальнейшего развития событий очевидно играет не маловажную роль в работе предприятия.

ПОЛЕЗНО

Что нужно знать поставщику о приемке по 44-ФЗ | Контур.Закупки

Прием товара работ услуг по 44 фз

С недавних пор заказчики по закону 44-ФЗ получили обязанность производить выплаты по исполненному контракту не позже 30 дней с даты приемки товаров, работ либо услуг. Теперь дело «за малым» — пройти эту самую приемку с первого раза. Готовиться к этому надо еще до того, как подавать заявку на участие в закупке. В статье расскажем о том, на что именно обратить внимание.

На этапе подготовки заявки

При ознакомлении с проектом контракта стоит убедиться, что в нем содержатся конкретные характеристики требуемого товара и критерии его приемки заказчиком, а также сроки приемки и время, отведенное на устранение недостатков.

В отношении товаров в закупочной документации могут приводиться определенные ГОСТы и другие нормативы, которым они должны соответствовать.

Помимо этого, заказчики могут прописать такие критерии приемки: партия должна состоять из однородного товара, целостность упаковки не должна быть нарушена, продукты питания или лекарственные средства должны иметь определенный срок годности, поставщик должен представить документы, подтверждающие качество продукции.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

В отношении работ и услуг при приемке будут проверяться такие параметры: соответствуют ли они ГОСТам, СНиПам и другим нормативам, выдерживает ли исполнитель оговоренные контрактом сроки, а также были ли достигнуты в результате выполнения работ или оказания услуг поставленные цели (например, было отремонтировано оборудование, после чего выросла его производительность).

Если точных оценочных критериев или сроков приемки в закупочной документации нет, лучше запросить у заказчика разъяснения на этот счет. Участвовать в процедуре следует лишь в том случае, если все ее условия, в том числе о приемке, прозрачны и понятны.

Перед заключением контракта

В случае победы прежде чем подписать контракт, стоит еще раз удостовериться, что условия в нем соответствуют информации в заявке. Если это не так, целесообразно составить протокол разногласий.

Почему это важно? Если исполнитель подпишет контракт, то заказчик сможет требовать исполнения всех его условий, даже если какие-то из них не соответствуют данным в заявке поставщика.

И тогда останется либо обращаться в суд, либо каким-то образом улаживать разногласия с заказчиком.

Замена объекта закупки

Необходимо помнить о том, что после подписания контракта заменять один товар другим исполнитель права не имеет. Единственное исключение — поставка более подходящего по характеристикам товара.

Но одного лишь мнения поставщика, что новый товар лучше указанного в контракте, недостаточно. Во-первых, необходимо, чтобы возможность замены была предусмотрена контрактом. Во-вторых, нужно заручиться согласием заказчик, причем в письменном виде.

В-третьих, нужно провести экспертизу и получить заключение о том, что характеристики новой продукции действительно лучше.

Далеко не всегда заказчики соглашаются на замену объекта закупки, даже несмотря на то, что могут получить более подходящий товар. Так что лучше на такой маневр не рассчитывать, а придерживаться условий подписанного контракта.

Поставка эквивалента

Часто бывает так, что заказчик хотел бы закупить товар определенной марки или производителя, однако прямо указывать это в документации без добавления «или эквивалент» запрещено. Тогда заказчик перечисляет конкретные характеристики необходимых ему товаров, как бы пытаясь «подогнать» их под нужную марку.

Важно следить за тем, чтобы характеристики заявляемой поставщиком продукции укладывались в диапазоны значений, указанные заказчиком в Техническом задании. Иначе велик риск того, что даже выиграв и исполнив контракт, поставщик не сможет пройти приемку.

Ведь если характеристики товара не соответствуют указанным в ТЗ, заказчик может его не принимать.

Следует иметь в виду, что зачастую в расчете на определенный товар заказчики сами идут на нарушение закона.

Например, в одной из закупок заказчик отказался подписывать документы о приемке и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке только лишь по той причине, что тот решил поставить малоизвестную марку стирального порошка.

Но поскольку предлагаемая исполнителем контракта продукция полностью соответствовала техническому заданию, заказчику пришлось ее принять.

На этапе приемки

Когда контракт исполнен, важно следить за тем, чтобы его приемка сопровождалась составлением всей необходимой документации, причем вне зависимости от ее результата.

Претензий нет

Если заказчик не имеет никаких претензий по поводу исполнения контракта, то он должен подписать товарную накладную и акт приемки. Важно добиться того, чтобы заказчик подписал оба эти документа, хотя в контракте иногда может фигурировать только товарная накладная.

Акт приемки — очень важный документ, свидетельствующий о том, что заказчик получил продукцию и не имеет к ней претензий. Либо, напротив, обнаружил недостатки, которые должны быть устранены.

В случае возникновения спора по результатам исполнения контракта и обращения в суд понадобится именно акт приемки, а не накладная.

Для составления акта приемки какой-либо конкретной формы законом не предусмотрено. Главное, чтобы в нем были реквизиты и подписи сторон, перечень поставленных товаров, работ или услуг с ценами по каждой из позиций и общей суммой, а также сноска об отсутствии у заказчика претензий к поставщику.

Приемке товара предшествует экспертиза, которая может быть проведена либо комиссией заказчика, либо сторонними экспертами. В последнем случае оформляется экспертное заключение в виде отдельного документа.

Устранимые недостатки

Бывает, что продукция не полностью отвечает требованиям заказчика, но эти несоответствия можно устранить.

В этом случае закон позволяет заказчику осуществить приемку после того, как поставщик устранит все недочеты. Например, небольшая часть партии не соответствует ТЗ, и принять такой товар заказчик не может.

Однако если продукция будет заменена на соответствующую требованиям, то приемка состоится.

В таком случае заказчик должен составить акт расхождений. В нем перечисляются обнаруженные недостатки, а также предложение их устранить в конкретный срок.

Отказ в приемке

Если заказчик отказывается принимать товар, то отказ составляется в письменном виде, в течение трех дней размещается в ЕИС и направляется поставщику.

Обратите внимание, что в случае получения мотивированного и подтвержденного экспертизой отказа в приемке у вас есть 10 дней на то, чтобы исправиться. Также придется оплатить расходы заказчика на экспертизу, и тогда решение об отказе в приемке товара будет отменено.

Если в указанный срок заказчик не устранил выявлены недочеты, то контракт будет считаться расторгнутым.

Важный для заказчика момент заключается в том, чтобы отказ был мотивирован и оформлен, как указано выше. При отсутствии объяснений со стороны заказчика следует направить ему запрос с требованием пояснить причину отказа в приемке. Если ответа не последует, целесообразно составить претензию, а если заказчик не отреагирует и на это — придется обращаться в суд.

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: