Правила поведения в походе для детей в картинках

Содержание
  1. Правила поведения в лесу для детей
  2. Организовываем поход правильно
  3. Готовим детей к походу
  4. Лес – наше богатство, мы – его друзья
  5. Рисунки на тему правила поведения в лесу. Картинки правил поведения в лесу (35 картинок)
  6. Игры в лесу для детей
  7. Учите ребёнка читать
  8. Научите ребенка ориентироваться по компасу
  9. “Общайтесь” с окружающими животными
  10. Обучайтесь устному счету
  11. Обучайтесь измерять расстояние
  12. Спортивное ориентирование
  13. Сбор информации
  14. Безопасное поведение в лесу для детей
  15. Клещ
  16. Змея
  17. Правила поведения в лесу знаки для детей
  18. Правила 
  19. Запрещающие знаки леса
  20. Итоги
  21. Как подготовить детей к походу? Безопасное поведение в природной среде
  22. Поведение в походе
  23. Ошибки, которые приводят к экстремальным ситуациям
  24. С ребенком в лес — правила безопасности в лесу и первая помощь
  25. Поход в лес с ребенком: как одеть, какие вещи должны быть в рюкзаке ребенка?
  26. Как отличить гадюку от ужа. Первая помощь при укусе змеи
  27. Как защитить ребенка от клещей и что делать при укусе клеща?
  28. Как отличить ядовитые грибы от съедобных. Первая помощь при отравлении грибами
  29. Съедобные и ядовитые ягоды в лесу
  30. Опасные насекомые в лесу: что делать при укусе осы, жука, муравья, слепня?
  31. Встреча в лесу с волком, медведем, лисой, лосем: что должны знать дети?
  32. Правила безопасности на природе
  33. Основные правила поведения на природе
  34. О чем должен знать ребёнок перед выездом на природу
  35. Главные можно и нельзя
  36. Правила на природе – памятка
  37. Передвижение
  38. Устройство лагеря
  39. Правила поведения на реке
  40. Как выглядят знаки безопасности на воде
  41. Как хранить продукты питания
  42. Животные и птицы
  43. Как правильно собирать грибы и ягоды
  44. Лекарственные травы
  45. Какую рыбу можно ловить
  46. Пожарная безопасность в лесу
  47. Где разжигать костёр на природе?
  48. Тушите костёр
  49. Ответственность за несоблюдение правил поведения на природе

Правила поведения в лесу для детей

Правила поведения в походе для детей в картинках

Лес таит в себе массу загадок. Живая природа манит человека, а дети, больше, чем мы, тянутся ко всему тому, что неизвестно, прекрасно и естественно.  Природа может быть не только дружелюбной, но и опасной. Именно поэтому так важно перед походом объяснить детям правила поведения в лесу.

Подробная памятка безопасного поведения в лесу для детей школьного возраста:

Поход в лес для детей это не просто радостное, увлекательное приключение. Это те самые моменты, которые остаются в памяти навсегда. А наша задача, как взрослых, сделать так, чтобы детские воспоминания ничто не омрачало. Правильная организация похода, предварительный инструктаж и контроль со стороны взрослых обеспечит безопасность детей и массу положительных эмоций от общения с лесом

Организовываем поход правильно

Дети – создания любопытные и непосредственные. Как бы хорошо они ни учили правила поведения в лесу – оказавшись «на месте» они могут просто забыться, растеряться или увлечься новым опытом.

Поэтому вся ответственность ложится на плечи взрослых. Безопасность в лесу зависит не только от правил поведения, но и от организации похода.

К этому взрослым стоит подойти со всей серьезностью, не упустив ни одной важной детали:

  1. Выбор места. Никаких «неизведанных троп», место похода должно быть безопасным, неоднократно пройденным и известным взрослым, сопровождающим детей. Не стоит заходить в глубь леса, даже если вы хорошо знаете эти места. Дикая природа – непредсказуема.
  2. Время похода. Выбирайте первую половину дня для похода в лес. Не забывайте, что в лесу темнеет раньше, чем в городе. Наступившие сумерки могут мешать вам сориентироваться.
  3. Провизия. Отправляясь в поход в лес, позаботьтесь о перекусе. Никакого сырого мяса – разводить костер в лесной зоне – запрещено и опасно. Пусть это будет хлеб, салаты, консервы, колбасы и сыры. Не забывайте о питьевой воде. Ее должно быть достаточно, равно, как и еды.
  4. Защита от насекомых. Все знают, что в лесу всякого рода жучков и комаров гораздо больше, чем в городе. Поэтому в рюкзаке должны быть мази, спреи от насекомых, а на голове у детей (а так же у вас) косынки, панамки и кепки.
  5. Соотношение взрослых на количество детей. Взрослых должно быть много. Даже если один – два педагога легко справляются с целым классом в театре и в музее – отправляясь в лес, заручитесь поддержкой со стороны родителей и других педагогов. Даже самые послушные дети на природе, расслабляясь, ведут себя более активно. Любопытство толкает детей на нарушение даже самых строгих запретов, поэтому за ними нужно ежеминутно наблюдать. Чем младше дети – тем больше сопровождающих должно быть. Для группы дошкольников – соотношение в идеале должно быть «1 взрослый на 5 детей».

  Правила безопасного поведения весной для детей

Помимо этого, у вас должны быть под рукой все необходимые предметы:

  • Нож;
  • Спички;
  • Компас;
  • Телефон с полной зарядкой и портативный аккумулятор, если есть;
  • Фонарик;
  • Аптечка для оказания первой помощи.

Готовим детей к походу

После того, как вы тщательно подготовились сами, вам нужно проинструктировать детей по поводу их безопасного поведения в походе. К лесному приключению детей начинают готовить заранее, рассказывая и объясняя, что можно делать, а что категорически нельзя. Все ваши «нельзя» должны быть понятными и ясными для детей.

Просто  слово «нельзя» некоторые дети воспринимают как «если никто не видит, то можно» . Поэтому очень важно не просто запретить, а объяснить детям все то, что может случиться с ними (и с лесом), если они нарушат запрет.

Если вы планируете сбор грибов и ягод, то необходимо прежде познакомить детей с названиями грибов, научить их отличать съедобные грибы (ягоды) от несъедобных.

  1. Для детей среднего и старшего школьного возраста достаточно провести беседу и раздать памятку или буклеты. Изучаются специальные знаки, используемые лесниками и пожарными для безопасности человека и дикой природы;
  2. Для детей младшего возраста беседа должна быть повторной и эмоционально окрашенной, буклеты более красочными. Не лишним станет просмотр фильма и проведение классного часа на тему «бережем природу»;
  3. Дети дошкольного возраста более эмоциональные, более послушные, но они же и более любопытны, чем их старшие товарищи. Запомнить правила поведения для них гораздо сложнее, поэтому и подготовка к походу требует более длительного периода. Памятку заменяют картинки, которые родитель или воспитатель поясняет в подробностях. Как средства инструктажа дошкольников, используют обучающие мультфильмы, сказки, дидактическую игру «Правила поведения в лесу».

  Правила поведения в транспорте для детей школьного возраста

Лес – наше богатство, мы – его друзья

Памятка в виде таблицы:

Категорически НЕЛЬЗЯ!отделяться от группы, удаляться от взрослых;
уходить в глубь леса;
что либо есть, без разрешения взрослых;
трогать руками детенышей животных, забирать их с собой;
шуметь в лесу, слушать громкую музыку;
дразнить диких животных, если они вам встретятся;
убивать пауков, рвать паутину;
ловить незнакомых вам насекомых. Их укусы могут быть опасны;
ломать ветки кустов и деревьев;
разводить огонь;
рвать цветы и растения с корнем, ведь они больше не вырастут;
оставлять надписи на коре деревьев;
разрушать муравейники, они являются санитарами леса;
трогать гнезда птиц, уносить с собой птенцов;
сжигать сухую траву, ветки и листья.
МОЖНОсобирать лекарственные травы под присмотром взрослых;
собирать съедобные грибы (под присмотром взрослых), срезая их ножиком;
собирать лесную землянику;
собирать мусор, оставленный нерадивыми туристами;
Если вы потерялисьоставаться на месте, не бежать, так можно еще больше заблудиться;
с мобильного телефона звонить товарищам, родственникам или учителю;
в случае если связи нет, набрать номер службы спасения – 112 (доступно всегда);
громко кричать, оставаясь на месте, периодически прислушиваясь, ожидая ответ. Если вы слышите, что вас зовут – не идите на голоса, просто продолжайте звать на помощь;
Если вас не нашлиприслушайтесь к голосам и звукам. Услышав звуки цивилизации (голоса, музыка, шум машин) – идите в их сторону, ориентируясь на громкость (чем громче звуки, тем вы ближе);
продвигаясь вперед, оставляйте заломы, зарубки, а лучшие всего веревочки или вещи, чтобы те, кто будут вас искать, могли знать о вашем направлении;
попробуйте вспомнить, откуда вы вошли в лес и в каком направлении двигались;
если вы нашли ручей, двигайтесь в его направлении – он приведет вас к реке, а там очень вероятно, что могут быть люди;
оглядитесь, не видите ли вы натянутые электрические провода? Если да, то следуйте вдоль них, они всегда идут в сторону населенных пунктов.

Лес – волшебный, манящий и доброжелательный. Чтобы ваше знакомство прошло с пользой и позитивом – помни о правилах поведения, нарушать которые категорически НЕЛЬЗЯ.

Рисунки на тему правила поведения в лесу. Картинки правил поведения в лесу (35 картинок)

Правила поведения в походе для детей в картинках

Ошибаются те взрослые, которые думают, что прогулка с детьми, это всего лишь уход за ними. Но именно на прогулке раскрываются возможности, которые можно развивать у вашего ребёнка: моторику движений, речь, научить их физическим упражнениям, развить их мышление и умение ориентироваться в пространстве.

Во время таких прогулок с детьми можно поиграть, направив игру в нужное русло, и тем самым развитие вашего малыша будет идти постоянно вперед в своем развитии.

 Маленький ребенок и лес вещи вполне совместимые, если вы не можете гулять там ежедневно, то еженедельная вылазка на природу будет весьма кстати.

Кроме того, с малышами постарше вы сможете за неделею подготовиться: узнать что-то дополнительное о растениях и птичках из познавательных книг, припасти им корм или сделать кормушку.

Игры в лесу для детей

Специалисты в этой области предлагают множество вариантов как развивающие и  интеллектуальные, так и спортивные игры. Воспользуйтесь некоторыми их советами, которые подойдут вам.

Учите ребёнка читать

Для этого сделайте карточки с названиями, и разложите их так, чтобы каждое название на карточке соответствовало предмету, на котором карточка лежит. Например, «цветок», и эта карточка лежит на цветке. Если ребёнок умеет читать, можно играть в обратном порядке. Пусть он читает, что написано на карточке, и находит тот предмет.

Научите ребенка ориентироваться по компасу

Можно показать на компасе детям стороны света. Показать, как можно ориентироваться. Поиграть в игру, направленную на изучение ориентирования. Можно пойти в «поход».

А для этого нарисовать карту или взять настоящую карту. На ней укажите и согласуйте со своим ребёнком маршрут. Покажите малышу луну, звёзды. Летом покажите ребёнку Большую Медведицу, Млечный путь.

Расскажите, что знаете, а если не знаете, почитайте вместе на этой же прогулке по лесу с детьми.

“Общайтесь” с окружающими животными

Кормите крошками птиц. Учите своего ребёнка наблюдать за их деятельностью. Понаблюдайте вместе с ребёнком за насекомыми, за муравьями, расскажите о том какие они трудяги и силачи.

Обучайтесь устному счету

Не помешает на прогулке и занятие математикой. Можно посчитать листики, камешки, шишки. Мелом на асфальте или палочкой на земле начертить геометрические фигуры.

Обучайтесь измерять расстояние

Казалось бы, что может быть проще измерений. Но для ребенка что линейка, что сантиметр – это просто названия предметов.

А научиться ими пользоваться очень надо! Можно с помощью сантиметра или рулетки измерить какое-то расстояние. А можно шагами промерить расстояние, и сантиметром длину шага.

И путем умножения вычислять различные расстояния. Просто?! А вы попробуйте с детьми 3 класса эту нехитрую задачку решить.

Возитесь вместе с детьми с камешками, водой, песком. Во-первых у детей развивается моторика, а во-вторых они получают удовольствие.

Можно взять краски и рисовать окружающий мир на бумаге и в альбомах.

Ведь рисование с натуры это очень интересные и познавательное занятие, позволяющее взглянуть на обычные растения и предметы неживой природы совершенно с другой стороны.

Спортивное ориентирование

Классическая игра для юных туристов. Такую спортивную игру можно пройти группой, а можно в одиночку. В зависимости от возраста, степени подготовки ребенкаи сложности маршрута – выбирается вариант.

Для большего успеха у детей в данную игру включили элементы квеста – находят на “точках” дальнейшие инструкции, карты, задания и, выполняя их, продвигаются к конечной точке маршрута.

Можно играть командами на скорость, можно просто на выбывание или у каждого будет свой маршрут.

Сбор информации

Для этой игры требуется подготовка. Заранее посмотрите какие деревья, насекомые и растения обитают на поляне, куда вы отправитесь. Подготовьте карточки с фотографиями или рисунками из книг этих экземпляров. Раздайте на группу детей или каждому ребенку по набору карточек. Задача состоит в том, чтобы найти то, что нарисовано на карточке. Играют либо на время, либо на опережение.

Безопасное поведение в лесу для детей

Перед походом в лес, неважно будет это однодневная прогулка или настоящий поход, важно не только детям знать запрещающие знаки в лесу, но и не забывать о собственной безопасности.

Клещ

Чтобы уберечься от клещей нужно узнать предварительно об обстановке по поводу их популяции в данном лесу. И нужно обязательно заправлять штаны в ботинки, чтобы исключить возможность попадания клеща на ноги, одеть панаму, бандан, шапку на голову.

Змея

Относительно змей ситуация немного другая. Во-первых, помните, что змея вас боится гораздо сильнее, чем вы ее. Змея не нападет первая, если только вы не находитесь на небезопасном, по ее мнению, расстоянии от кладки или стоите ровно посередине змеи.

Поэтому если вы понимаете, что рядом змея не нужно шевелить в этом месте палкой и дополнительно проверять. Вы или сами уходите с этого места, или отойдите на безопасное расстояние и посмотрите куда уползет она. Если вас укусила змея, то нужно обязательно определить кто это был (гадюка, полоз, уж).

Поэтому лучше ещё до похода внимательно рассмотреть по видео или картинкам чем отличаются змеи в вашей полосе.

Как понять что укусила гадюка

  • На коже вы увидите одну или две ранки от укуса;
  • Отек будет образовываться на месте укуса, при этом кожа будет становиться бледной;
  • Дети говорят о боли и жжении в месте укуса (что-то напоминает укус пчелы);
  • Возможна рвота или сильная тошнота.

Первая помощь после укуса 

  • Постарайтесь незамедлительно организовать госпитализацию ребенка в больницу.
  • Позвоните в службу спасения и проясните ситуацию. Они будут оставаться с вами на связи пока вы не попадете к врачам.
  • Не паникуйте сами и не давайте паниковать ребенку. Важно чтобы сердцебиение было ровным.
  • Расположите его таким образом, чтобы место укуса было ниже расположения сердца.
  • Постарайтесь отсосать яд. Но помните малейшая ранка во рту помогающего и вся ситуация только усугубиться.
  • Пострадавший не должен двигаться и тем более ходить. Переносите его на руках или соорудите носилки.
  • Поите как можно большим количеством воды.
  • Дайте ребенку антигистаминный препарат, но по поводу дозировки уточните у скорой, с которой вы свяжетесь.
  • Очень тщательно следите за дыханием и сердечным ритмом ребенка. В случае остановки сердца вам придется самим проводить сердечно-легочные реанимационные действия

Эти две ситуации с клещами и змеей самые распространенные, поэтому старайтесь заранее готовиться к прогулкам и знать все правила безопасности сами и обучать им детей.

Правила поведения в лесу знаки для детей

Как и в любом другом месте в лесу нужно соблюдать правила, а еще нужно знать про запрещающие знаки леса для детей (предварительно их можно изучить по картинкам)

Правила 

  • Посещать лес можно только в сопровождении взрослых;
  • Во время прогулки по лесу берите с собой средства связи (телефон или рацию);
  • Возвращайтесь из леса до сумерек;
  • Нельзя въезжать в лес на машинах и губить растения;
  • Разжигать костры можно только в специально окопанном кострище и только под присмотром взрослых;
  • Нельзя мусорить. Весь мусор вы должны вынести в специальные мусорные контейнеры;
  • Нельзя слушать громкую музыку в лесу, потому что местные жители (птички и звери) не готовы к таким звукам;
  • Если на пути у вас встретилось лесное животное – не нужно провоцировать его на агрессию. Постарайтесь избежать прямого контакта с ними;
  • Не разрушайте муравейники и не разоряйте птичьи гнезда – для вас это игра, а для животных целая трагедия;
  • Передвигайтесь по тропинкам, не старайтесь вытоптать растительный покров.
  • Не делайте пометки на деревьях – это негативно отражается на их дальнейшей судьбе;
  • Нельзя употреблять в пищу незнакомые грибы, ягоды;
  • Не рвите цветы с корнями;
  • Не топчите несъедобные грибы, ведь их едят животные.

В основном конечно в правилах запреты, поэтому объяснить для ребенка правила поведения в лесу можно таким образом: “Ты идешь в гости к другу, вот и вести себя надо таким образом, чтобы не стать невежей”.

Запрещающие знаки леса

Чтобы правила соблюдались в лесу вы можете встретить различные “напоминания” в виде запрещающих знаков. На картинке ниже представлены варианты запрещающих знаков от союза охраны птиц России. Им нужно особенно тщательно следовать в период гнездования.

А на этой картинке вы увидите классические запрещающие знаки. Их смысл интуитивно понятен людям любого возраста, но проговорить с детьми каждый знак все же рекомендуется. Кстати, это у взрослых уже мышление жестко шаблонное, у детей этих шаблонов нет.

Итоги

Прогулки с детьми по лесу очень полезны, совершая систематические прогулки вы даете своим детям пишу для размышлений, а также позволяете их познать этот мир не только с картинок, но и пощупать его самим. Самое главное, чтобы ваш малыш выносил ценные знания из этой прогулки.

И еще, не забывайте о безопасности и помогающих нам запрещающих знаков в лесу. Изучите эти знаки с вашим ребенком, чтобы в любой момент он был максимально подготовлен к походам, прогулкам и экскурсиям с классом или с вами. Готовьте заранее, что возьмете детям в лес – собирайте одежду, аптечку, еду с умом!

Как подготовить детей к походу? Безопасное поведение в природной среде

Правила поведения в походе для детей в картинках

Обучение проводится на уроках ОБЖ, однако в идеале это должно быть комплексное образование, при поддержке преподавателей физкультуры, биологии и других учителей.

Также можно обратится за помощью к станциям и центрам юных туристов, организовывать на базе школы совместные кружки с домами творчества. В школе можно попрактиковать с учениками упражнение «Лабиринт» с движением по схеме и преодолением препятствий.

Сам лабиринт выстраивается в спортивном зале, на спортивной площадке или в него превращается вся школа.

Основные этапы обучения поведению в природной среде

  1. Знания, умения, навыки поведения в природной среде в нормальных условиях

    1. Организация движения на маршруте: планирование маршрута похода, подготовка одежды и снаряжения, передвижение в составе группы, преодоление естественных препятствий, ориентирование на местности.

    2. Организация туристского быта: укладка рюкзака, установка палатки, разведение и поддерживание костра, приготовление пищи на костре.

    3. Оказание первой помощи пострадавшему.

  2. Знания, умения, навыки поведения в природной среде в экстремальных условиях

    1. Организация движения на маршруте: определение направления выхода, преодоление естественных препятствий без специального снаряжения.

    2. Ориентирование на местности: определение сторон света, ориентирование по местным предметам и признакам, сохранение направления движения.

    3. Организация туристского быта: изготовление укрытий, добывание и сохранение огня, поиск и добыча питания.

    4. Оказание первой помощи пострадавшему.

Поведение в походе

Рассмотрим подробнее, как данные темы внедряются в практику. Есть документ, своеобразное методическое пособие по подготовке мероприятия-похода: Приложение 1 к приказу Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г.

№ 293 «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации».

В нем прописаны основные действия, связанные с времяпровождением на природе.

Итак, начнем с подготовки. Дети могут выбрать обычную одежду, в которой они гуляют на улице. Обувь должна быть удобной (лучше рифленой, чтобы исключить скольжение). Нехитрый набор снаряжения: палатки, спальные мешки, костровые принадлежности и принадлежности для приготовления пищи. Учиться ставить палатки лучше на простых «домиках».

Непосредственно в походе педагог должен следить, чтобы группа шла не очень быстро, выдерживая темп самого слабого участника (его ставят вторым, после направляющего ученика, ведущего группу по маршруту). Замыкающий ученик контролирует, чтобы никто не отстал. В случае необходимости замыкающий тормозит группу и предупреждает руководителя, что нужно сделать остановку.

Для походов выходного дня, как правило, не предусмотрены сложные препятствия. Возможно преодоление склонов, подъемов, мелких бродов. Главное для школьников — научиться ориентироваться по маршруту. Направляющий должен соблюдать направление, сличать карту и местность по характерным признакам.

Второй ключевой момент: дисциплина. Важно объяснить ученикам, что залогом успешного похода является подчинение своих интересов интересам группы.

Так туризм позволяет наглядно продемонстрировать, насколько благополучие всего коллектива зависит от поведения его участников, воспитать чувство ответственности.

Чтобы дети не уставали в походах, нужно делать регулярные привалы. Мнения педагогов по поводу графика расходятся: кто-то строго ориентируется на интервалы в 40-45 минут, кто-то — на наличие удобного места для отдыха. Что касается приготовления пищи, то в однодневном походе возможен простой вариант: взять еду из дома (чай в термосе, бутерброды).

Однако даже в однодневном походе можно организовать туристский обед по всем правилам, с крупами, тушенкой и сгущенкой. Конечно, поначалу приготовление пищи дается детям нелегко, ведь большинство не готовят дома. Однако со временем ученики получают нужные умения, усиленно стараясь сделать вкусный обед для себя и других участников группы.

Здесь важно, чтобы педагог не делал все за детей, дал им возможность научиться.

Переходим к изучению действий в экстремальных ситуациях. Первоочередная задача в сложных непредвиденных обстоятельствах: выйти к ближайшему населенному пункту. Однако возможны ситуации, когда есть тяжелобольные или когда участники не знают, куда им выходить — тогда группа остается на месте.

При движении в направлении выхода группе приходится преодолевать естественные препятствия, ориентироваться по сторонам света и окружающим предметам, вести сложный быт. В некоторых книгах встречаются мифы, сбивающие с толку: например, что стороны света можно определить по кроне деревьев. Важно давать детям только достоверную информацию.

Также необходимо донести до детей, что нахождение в экстремальной ситуации — это очень тяжело, поэтому лучше в нее не попадать.

Ошибки, которые приводят к экстремальным ситуациям

Существуют три группы причин экстремальных ситуаций: ошибки руководителя, ошибки участников группы, природные факторы/несчастные случаи.

Причины возникновения экстремальных ситуаций по вине руководителя

  1. Недостаточное изучение района и маршрута похода, тактически неграмотное построение маршрута.

  2. Слабый контроль за медицинским обследованием участников, их физической и технической подготовкой, психологическим состоянием.

  3. Включение в группы участников с недостаточным опытом, изменение состава группы.

  4. Слабая материально-техническая подготовка.

  5. Разделение группы без четких указаний действий.

  6. Изменение маршрута в сторону усложнения.

  7. Неверные и нечеткие действия по руководству прохождением сложных участков.

  8. Отсутствие контроля за ориентированием на маршруте.

  9. Неверная организация движения на маршруте.

Причины возникновения экстремальных ситуаций по вине участников группы

  1. Отсутствие дисциплины.

  2. Недостаточная физическая, техническая и психологическая подготовка.

  3. Самостоятельное выполнение приемов, без контроля руководителя.

  4. Конфликт с другими участниками группы.

  5. Слабые морально-волевые качества.

  6. Неумение оказания первой помощи пострадавшему.

Природные факторы и несчастные случаи

  1. Резкие изменения погоды.

  2. Камнепады, лавины, сели.

  3. Заболевая и травмы участников.

  4. Потеря или поломка снаряжения.

  5. Утрата продуктов.

Чтобы дети справились с самыми сложными ситуациями, нужно обсуждать с ними факторы выживания на природе. Данных факторов много, они объединяются в следующие группы: природно-средовые, экологические, антропологические, материально-технические, стрессоры, физическое состояние, психическое состояние и аварийный запас. Огромную роль, конечно, играют воля к жизни и практика.

#ADVERTISING_INSERT#

С ребенком в лес — правила безопасности в лесу и первая помощь

Правила поведения в походе для детей в картинках

Лето и ранняя осень – лучшая пора для лесных прогулок.

  Для родителей теплые осенние деньки – это последний шанс до наступления дождливой погоды выбраться с детьми в лес, в поход, подышать свежим воздухом,  собрать грибы и ягоды, запастись полезным природными материалами для поделок зимой, сделать детскую фотосессию с разноцветными листьями, просто весело провести время на лоне  природы.  О том, как  обезопасить себя и ребенка в лесу,  пойдет речь в этой статье.

Поход в лес с ребенком: как одеть, какие вещи должны быть в рюкзаке ребенка?

Какую одежду нужно взять для ребенка в поход?

Важно правильно одеть ребенка в лес, в поход. Одежды понадобится по два комплекта на каждого члена семьи, для ребенка — больше. В детский походный гардероб входят:

  • трикотажный утепленный спальный комбинезон с шапочкой или капюшоном;
  • непромокаемые штаны, куртка или плащ;
  • несколько ходовых комплектов (в осенний период прекрасно подходят легкие по весу мембранные слитные комбинезоны, способные защитить от холода и ветра);
  • запасное нижнее белье;
  • для малышей многоразовые подгузники;
  • несколько пар носков на смену;
  • несколько футболок;
  • колготки;
  • флисовая поддевка;
  • шерстяной свитер;
  • теплые носки;
  • перчатки;
  • дневные головные уборы.
  • две пары обуви (лучше всего кроссовки или ботинки + резиновые сапоги, сандалии и спортивные тапочки лучше не надевать, так как они не смогут защитить от насекомых или змей).

Для похода в лес необходимо следующее снаряжение:

  1. Палатка. Сейчас в магазинах спортивных товаров есть палатки, как говорится, на любой вкус и кошелек. Современные палатки довольно легкие. Установить их не составит большого труда, при этом они могут сохранять тепло и станут надежными защитниками от непогоды.
  2. Рюкзак. Для детей можно выбрать рюкзачок с учетом возраста  и силы. Вес рюкзачка должен равняться половине возраста ребенка.
  3. Пенополиуретановый коврик. Им покрывают низ палатки, чтобы не было соприкосновения с холодной землей.
  4. Спальники. Для осенней погоды подойдут мешки, обещающее сохранять тепло при 0 градусов, а  также спальники для экстремальных условий.
  5. Посуда для приготовления пищи: котелок, чайник, нож, ложка, вилка тарелка и кружка.
  6. Продукты.  Какой поход обойдется без картошки, запеченной в золе, шашлыка из курицы или свинины, макарон и тушенки. А самым  настоящим деликатесом в природных условиях станет свежепойманная рыба, из которой можно приготовить настоящую походную уху. Естественно,  нужно взять хлеб, фрукты, овощи, сахар, соль, чай и другие продукты по усмотрению.
  7. Игрушки. На природе дети любят играть в подвижные игры, поэтому незаменимыми атрибутами станут: мяч, бадминтон, скакалка. Можно взять веревку и научить ребенка завязывать узлы, карту и компас, чтобы познакомить его с ориентированием на местности.
  8. Горшок.  Незаменимый предмет для маленьких детей. В поход можно взять специальный дорожный горшок или складной.
  9. Влажные салфетки  и туалетная бумага. Должны быть всегда под рукой.
  10. Средства от укусов насекомых.
  11.  Спички, топор, фонарик.

Аптечка для прогулок в лесу должна содержать:

— обеззараживающие средства (Хлоргексидин, перекись водорода);
— зеленка и йод для обработки ран и царапин;
— заживляющая мазь (Левомеколь);
— обезболивающие препараты при растяжениях и ушибах (гель Индовазин, крем Финалгон);
— противоожоговые препараты;
— жаропонижающее средства, обладающие также обезболивающим действием (Ибупрофен, Нурофен);
— антигистаминные средства (Зодак, Зиртек, Фенистил, Лоратадин, Супрастин);
—  пластырь, бинт, жгут, стерильная повязка, градусник;
— активированный уголь;
— комплект для удаления клещей.

Как отличить гадюку от ужа. Первая помощь при укусе змеи

В лесу можно наткнуться на змей, чаще всего — ужа или гадюку, поэтому к этой встрече лучше подготовиться заранее. Перед прогулкой в лес научите ребенка отличать ужа от гадюки, а также как правильно себя нужно вести при встрече с гадюкой.

Как защитить ребенка от клещей и что делать при укусе клеща?

Период особой активности клещей — с апреля по середину июня. Отправляясь на прогулку в лес или лесопарковую зону вместе с ребенком, следует предпринять некоторые меры, чтобы защитить его от укуса клещей. Как правильно одеть ребенка, какие меры предосторожности стоит соблюдать на прогулке в лесу и как оказать первую помощь при укусе клеща, поможет разобраться иллюстрация ниже.

Как отличить ядовитые грибы от съедобных. Первая помощь при отравлении грибами

Собирать с ребенком в лесу грибы — это увлекательное занятие. Однако, очень важно ребенку сказать, что существуют съедобные и несъедобные грибы.

Он должен понять, что употребление ядовитых грибов является опасным для жизни. Также стоит уделить время, чтобы рассказать ребенку как различать съедобные и ядовитые грибы.

Иллюстрация ниже поможет наглядно увидеть основные отличить настоящих грибов их несъедобных двойников.

Съедобные и ядовитые ягоды в лесу

В лесу ребенка ждет много открытий. Так, ему обязательно захочется попробовать яркие и красивые ягоды, которые он увидит в лесу.  Но чтобы уберечь ребенка от неприятностей, родители должны ребенку заранее рассказать, что не все лесные ягоды можно употреблять в пищу. Желательно, объяснить ребенку, как отличать съедобные и несъедобные ягоды в лесу.

Опасные насекомые в лесу: что делать при укусе осы, жука, муравья, слепня?

В лесу встреча ребенка с различными насекомыми неизбежна. Комары, осы, муравьи, пчелы попадаются в лесной чаще буквально на каждом шагу. Насекомые могут укусить ребенка. Как в этом случае оказать первую помощь и свести негативные последствия от укуса к минимуму?

Первая помощь при укусе лесных насекомых:

  • Комары и мошки. Снять зуд помогут антигистаминные препараты, также места укусов лучше обработать фенистил-гелем, который  уменьшает припухлость и снимает зуд. Если геля под рукой нет, зуд  поможет снять раствор обычной питьевой соды. Если дети начинают расчесывать укусы, то необходимо прижечь их зеленкой.
  • Слепни. Нужно обработать места укусов антисептиком, дать ребенку антигистаминные средства.
  • Осы. Осы, в отличие от пчел, которые оставляют жало в ранке и погибают, могут жалить многократно. Их укусы особенно опасны.  Место укуса болит довольно длительное время, яд расходится дальше, поэтому может опухнуть довольно большой участок тела.  Обязательно нужно дать ребенку средство от аллергии, обработать ранку антисептиком.  Реакцией на укус осы может быть повышение температуры тела и сильная боль. В этом случае нужно дать ребенку обезболивающее средство (Нурофен). Ребенка нужно успокоить, уложить и предлагать ему теплое обильное  питье.
  • Шершни и шмели. Первая помощь  при укусе этих насекомых такая же, как при укусе осы. Если ребенка укусил шершень, нужно немедленно обратиться в больницу, так как существует угроза для жизни ребенка.
  • Пчелы. Как уже говорилось выше, пчела оставляет  свое жало в  ранке, поэтому его нужно как можно быстрее оттуда извлечь, чтобы не дать яду распространиться. Дальше нужно дать ребенку антигистаминный препарат. При жалобах на боль, сильный жар в месте укуса дать обезболивающее (например, Нурофен).
  • Муравьи. Обязательно нужно обработать место укуса  перекисью водорода и принять противоаллергическое средство.
  • Жуки. Ядовитую жидкость, выделенную этими насекомыми, необходимо смыть мыльной водой. Если кожа сильно поражена, необходимо в срочном порядке получить квалифицированную помощь.

Встреча в лесу с волком, медведем, лисой, лосем: что должны знать дети?

Обычно дикие животные стараются обходить стороной места стоянки людей, но редкие встречи  с обитателями  леса не предвещают ничего хорошего. Хотя дети, путешествующие в лесу, всегда должны оставаться под присмотром взрослых, но с ними все же стоит провести инструктаж о том, как правильно вести себя при встрече с дикими животными.

Планируя поход в лес, обучите ребенка основным правилам безопасности в лесу. Тогда после лесных прогулок у всех участников останутся только приятные воспоминания.

Поделитесь с друзьями:

Правила безопасности на природе

Правила поведения в походе для детей в картинках

Если вы планируете провести время на природе, следует подготовиться к такому времяпрепровождению заблаговременно.

  1. Рекомендуется подобрать одежду, которая плотно закроет шею, руки и ноги от опасных насекомых и животных, например клещей, муравьев и змей.
  2. Следует позаботиться о приобретении головного убора из плотной ткани.
  3. Шарф лучше не надевать, поскольку он может зацепиться за ветки деревьев или кустарников.
  4. Не следует недооценивать важность устройств связи. Человеку, отправившемуся на природу, желательно взять с собой мобильный телефон. Также у отдыхающего должны быть спички, нож и часы.
  5. Можно воспользоваться средством, отпугивающим насекомых, особенно если отдыхающий планирует длительное время находиться на открытой местности или в палатке.
  6. Если отдыхающий планирует устроить пикник, то ему необходимо заранее позаботиться о покупке тары для мусора. Все отходы, оставшиеся после еды, необходимо складывать в пакеты или специальные контейнеры и выбрасывать в отведенных для этого местах.

Основные правила поведения на природе

  1. Не рекомендуется оставаться на природе до наступления темноты.
  2. Не следует сходить с дорожек и троп.
  3. Если человек понимает, что заблудился, следует прислушаться к окружающим звукам. Шум машин или лай собаки может помочь найти направление к ближайшему населенному пункту.
  4. Не следует отдыхать вблизи муравейников, осиных гнезд и других опасных объектов. Перед тем как установить палатку, нужно внимательно осмотреть ближайшую территорию.
  5. Нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы, поскольку они могут быть ядовитыми.
  6. Не рекомендуется пить воду из водоемов, так как велика вероятность ее непригодности для питья.
  7. Важно воздержаться от использования устройств, воспроизводящих громкую музыку, поскольку она может потревожить животных. Резкие неестественные звуки пугают животных, делают их раздражительными и агрессивными.
  8. Не следует использовать парфюмерную воду или духи, поскольку сильные запахи могут привлечь насекомых.

О чем должен знать ребёнок перед выездом на природу

У малышей любимый вариант знакомства с окружающим миром – засовывание в рот всего, что попадается в руки. А потому объекты живой природы могут стать причиной опасности. Стоит объяснить крохам, что нельзя пробовать встречающиеся ягоды, не показав их взрослым. То же касается и других даров природы.

Детям постарше следует рассказать о том, как правильно перемещаться по лесу: нельзя носиться, сломя голову, ведь споткнувшись о случайный камень или корень можно серьезно пораниться.

Главные можно и нельзя

Можно делать вместе со взрослымиНельзя делать
Подходить к водоемамУбегать от взрослых
Играть в водеЗаходить далеко в лес
Подходить к открытому огнюБросать мусор
Собирать букетыБесцельно рвать цветы, траву
Собирать ягоды и орехиПробовать сырые грибы, незнакомые плоды
Рассматривать муравейникиБрать в руки представителей фауны

Полезно объяснить детям, что все живые существа вправе жить и расти. А потому нельзя убивать насекомых, портить ягодные кустарники и грибы, даже ядовитые. Каждое растение и животное – важная часть экосистемы, лишение одного представителя флоры или фауны может негативно отразиться на природе.

Находясь в лесу с ребенком, позаботьтесь о его безопасности:

  • малыш не должен находиться на солнце слишком долго;
  • одежда должна быть как можно ярче – чтобы ребенка было хорошо видно.

Соберите и захватите с собой небольшую аптечку, ведь юный городской житель, не привыкший к насекомым и растениям, может пораниться или слишком чувствительно отреагировать на пыльцу.

В портативной аптечке должны быть:

  • перекись водорода;
  • зеленка или йод;
  • активированный уголь;
  • средство от ожогов;
  • антигистаминный препарат;
  • репеллент и средство после укусов комаров, шмелей;
  • антибактериальные влажные салфетки.

После окончания удивительного лесного приключения напомните ребенку, что весь мусор необходимо собрать и унести с собой, а костер обязательно потушить, чтобы не допустить лесного пожара.

Необходимо соблюдать нехитрые правила поведения на природе, для детей следование им станет гарантом безопасности, поможет научиться заботливому отношению к живым существам, видению и пониманию прекрасного и воспитает у малышей любовь к родному краю.

Правила на природе – памятка

Время годаНельзя
Весна·        рвать первоцветы;

·        разорять птичьи гнезда;

·        выжигать прошлогоднюю траву.

Лето·        обрывать паутину и убивать пауков;

·        стараться поймать бабочек, пчел, стрекоз;

·        собирать ягоды и грибы, с которыми раньше не был знаком.

Осень·        поджигать сухие листья и траву;

·        сбивать грибы.

Зима·        задевать и ломать хрупкие ветки;

·        пугать лесных обитателей.

В любое время года·        повреждать кору деревьев;

·        оставлять непотушенные костры;

·        шуметь;

·        ломать побеги кустарников и ветви деревьев;

·        ловить зверьков, птиц, уносить их домой;

·        оставлять мусор.

Передвижение

Смотреть себе под ноги необходимо обязательно. И не только для того, чтобы не растоптать грибы и цветы, но дабы и не сорваться со склона, не наступить на змею и т.д. Если на местности, по которой нужно пройти, есть тропинки, то лучше всего следовать по ним. Если собралась большая группа отдыхающих на полянке, то лучше рассредоточиться, чтобы не нарушить растительный покров.

Дабы не повредить лишайник и мох, лучше передвигаться по ним, когда они влажные. По склонам вниз по прямой спускаться нельзя. В идеале двигаться нужно с небольшой скоростью и зигзагами.

Устройство лагеря

Определенные правила поведения на природе имеются и для разбивания палаток и биваков. Устанавливать их нужно в безопасном и открытом месте, но не на полянах со мхом. Если их планируется разбивать у воды, то лучше это сделать за пределами водоохраной зоны. Для палаточных стоек используется сухостой. Или можно стойки брать с собой, как и колышки для крепления к земле.

Для туалета и пищевых отходов нужно вырыть яму, но не ближе чем на 50 м от водоема. Уходя, следует закопать ее, или прикрыть снятым дерном, а весь мусор нужно сжечь. То, что не сгорит – унести с собой (изделия из пластика, железа и стекла).

Правила поведения на реке

Плавание — любимое занятие для детей, но прохладная речная вода может таить опасность. Важно знать правила, которые в России еще с 19 века не очень изменились. Для детей правила поведения на воде:

  • Нельзя нырять в незнакомых местах.
  • Не играть в опасные игры с захватом.
  • Зимой и весной не заходить на лед.
  • Если не умеешь плавать, пользоваться нарукавниками или надувным кругом.
  • Нельзя пить воду из водоема.
  • Не заплывайте далеко. Если вы не обладаете навыками хорошего пловца, воздержитесь от бросков на дальние дистанции. Это может плохо окончиться.
  • Не входите в воду в состоянии алкогольного опьянения. Особенно в жару. Низкая температура воды, и высокий градус воздуха вызовут температурный шок. Подобное чревато последствиями.
  • Обратите внимание на специальные знаки и указатели, описывающие правила поведения в природе, картинки, изображенные на них, помогут вам сориентироваться.
  • Если имеется знак, обозначающий запрет на плаванье – не рискуйте.
  • Обнаружив ранее незнакомый водоем, постарайтесь проанализировать, подходит ли он для плаванья. Мутная вода, странные коряги, отсутствие протоки и застоявшаяся вода – плохие признаки. Хорошие – отсутствие поблизости зарослей, проточная вода приемлемой температуры.

Какие существуют правила поведения на природе для детей возле воды:

  • Не позволяйте детям заходить слишком глубоко;
  • Проверьте температуру воды, детям нежелательно находится в воде с температурой ниже 26 градусов;
  • Приемлемое время пребывания составляет до 10 минут. В более теплой воде – от 20;
  • Не позволяйте ребенку наглотаться воды. Объясните, что это опасно;
  • Снабдите ребенка плавсредствами безопасности. Обучите базовым навыкам плаванья, дабы малыш смог удержать себя на поверхности.

Как выглядят знаки безопасности на воде

В дошкольных учреждениях воспитатели проводят разъяснительную работу по безопасности детей на воде. Это и беседы, и лекции, это может быть презентация, где на слайдах будут размещены знаки безопасности на воде. Конечно, не все в этом возрасте умеют читать, но все они в силах запомнить обозначение этих знаков и их смысл.

К сведению! Самым важным является знак, оформленный в зеленую рамку. На ней изображен плывущий человек. Так обозначают места для купания.

В такой же зеленой раме изображены двое малышей, которые стоят в воде. Таким знаком определяют места для купания.

В идентичной раме изображена плывущая собака. Это место купания животных.

Знаки необходимо знать

В красной раме на фоне синей воды изображен плывущий человек. Рама перечеркнута по диагонали красным. Здесь купаться запрещено.

Это основные знаки безопасности на воде, которые должен знать малыш дошкольного возраста.

Как хранить продукты питания

Хранить продукты долго нельзя, они должны быть съедены до отъезда. То, что осталось, нельзя выбрасывать, а нужно унести обратно с собой. Чтобы не брать на отдых лишнего, проще заранее рассчитать, сколько продуктов потребуется.

Животные и птицы

Диких животных нельзя прикармливать. Продукты, которыми питается человек, не всегда безопасны для зверей и птиц. Нельзя разорять муравейники. Многие муравьи занесены в Красную Книгу.

Правила поведения на природе запрещают брать в руки и дотрагиваться до детенышей зверей и птенцов. Не следует прикасаться к яйцам в гнездах. После этого родители их бросают, и они погибают.

Также запрещается забирать диких зверей и птиц в населенный пункт. Не рекомендуется брать с собой на отдых собак в то время, когда дикие звери выращивают потомство.

К тому же, от встречи с медведем они не защитят, а облаяв зверя, могут разозлить его и привести к хозяевам.

Как правильно собирать грибы и ягоды

Собирать ягоды и грибы можно только в разрешенные месяцы. Собирать ягоды нужно, не повреждая ветки и листья. Перед походом в лес необходимо знать перечень растений, которые входят в Красную Книгу. Их нельзя собирать и уничтожать.

Грибы срезаются только ножом. Вырывать их с корнем недопустимо. Это касается также ядовитых и несъедобных грибов.

Лекарственные травы

Если вы отправитесь за сбором лекарственных трав, не бросайте место сбора пустым. Оставьте там несколько хороших растений, чтобы они могли размножаться дальше.

Какую рыбу можно ловить

Во время ловли рыбы можно использовать только удочки. Сети – строго при наличии лицензии. Запрещается:

  • ловля рыбы в период нереста;
  • использование взрывчатки;
  • использование остроги, невода, «кошки», электротока.

Пожарная безопасность в лесу

Лес пожароопасен

Правила:

  • Пожар представляет одну из больших опасностей в лесу, поэтому детям младшего возраста нельзя без взрослых разводить костер.
  • Нельзя баловаться с огнем.
  • Если пожар все-таки случился, важно убегать из леса в ту сторону, откуда дует ветер.
  • Обязательно сообщить взрослым о пожаре.

К сведению! Родители должны окружать ребенка заботой и вниманием, чтобы не оставлять их одних, и детям бы не хотелось играть с огнем. Безопасность в лесу для детей всецело зависит от поведения взрослых.

Где разжигать костёр на природе?

Чтобы не вызвать пожар, разжигайте костёр на открытом пространстве, подальше от деревьев и кустов.

Тушите костёр

Обязательное правило на природе! Убедитесь, что вы полностью затушили костёр. Вы себе и представить не можете, сколько лесов гибнут от пожаров из-за оставленного не потушенным костра.

Ответственность за несоблюдение правил поведения на природе

Тут действует довольно простой закон. Он гласит, что незнание не освобождает от ответственности. Таким образом, каждый лично несет ответственность, даже если не знал, как нужно вести себя на природе.

За некоторые действия предусмотрен штраф. Незаконное браконьерство, к примеру, уголовно преследуемо. Наказание составляет штраф в размере 500 000 рублей, или двух лет заключения.

Такое же наказание положено и за незаконную вырубку леса.

Лучше помогут ознакомиться с правилами поведения в природе картинки, содержащие достаточно общий рисунок для всех типов нарушений. Из видео вы узнаете, что нужно обязательно захватить с собой на природу, чтобы не нарушить хрупкую экосистему.

https://nsovetnik.ru/pravila_povedeniya/kakovy_pravila_bezopasnogo_povedeniya_na_prirode/ https://www.rastut-goda.ru/family-council/8472-pravila-povedeniya-na-prirode-dlya-detej.html https://BusinessMan.ru/new-pravila-povedeniya-na-prirode.html https://vospitanie.guru/povedenie/pravila-na-prirode-dlya-doshkolnikov https://storyofmylife.ru/kak-vesti-sebya-na-prirode/ https://nowifi.ru/vyzhivanie-v-dikoy-prirode/kostry/104-pravila-povedeniya-na-prirode.html Правила безопасности на природе

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: