- Декларация о плате за НВОС в 2021 году
- Состав и содержание декларации
- От чего зависит размер платы за негативное воздействие на окружающую среду
- Расчет размеров экоплатежей
- Общие сведения о декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
- Сроки внесения платежей и передачи декларации. Ответственность в случае несвоевременного предоставления
- Порядок работ по расчету экоплатежей
- Документы, необходимые для расчета экоплатежей
- Новая форма декларации
- Отчётность и плата за НВОС: 7 главных новшеств
- Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов
- Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа
- Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)
- Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)
- Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)
- Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)
- Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)
- Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)
- Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)
- Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)
- Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)
- Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы
- Новшество 4. Зачёт переплаты
- Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами
- Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы
- Новшество 7. ОКТМО объекта
- Декларация о плате за НВОС за 2020 в 2021 – расчет, кто сдает, стоимость, сроки сдачи, штрафы, примеры
- Особенности проведения расчетных работ
- Оптимизация экологических платежей
- Изменения в порядке исчисления и взимания экоплатежей в 2016 году
- Изменения в законодательстве в 2020 году
- Согласование платы
- Расчет авансовых платежей
- Пример заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2020 в 2021
Декларация о плате за НВОС в 2021 году
Необходимо вносить плату, если предприятие оказывает на окружающий воздух негативные воздействия следующих видов:
- сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов на полигоне;
- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
При определении размера платы Природопользователь должен использовать платежную базу. Это общее понятие, поэтому не всегда Природопользователи понимают, что имеет в виду законодатель под этим термином.
Платежная база составляется из сведений об объеме или массе выбросов, загрязняющих веществ, а также данных о том, сколько было размещено отходов производства и потребления за отчетный период.
То есть даже если до платежа остается целых 12 месяцев, нужно уже начинать проводить некоторые работы, чтобы впоследствии можно было без проблем рассчитать размер платы.
Каждое предприятие и ИП самостоятельно ведет работы по составлению платежной базы, необходимой для определения размера платы. Нужно проводить лабораторные исследования, осуществлять производственный экологический контроль и другие работы на каждом объекте и вести документооборот отдельно по каждому источнику выброса или загрязнения окружающей среды.
Ставки платы за негативное воздействие устанавливаются в отношении каждого загрязняющего вещества по классу его опасности.
Так как государство поставило задачу по стимулированию предприятий и ИП к активному проведению мероприятий и работ по снижению НВОС, то с 1 января 2021 года для определения размера платы будут применяться коэффициенты 0, 1, 25, 100.
Из суммы платы можно вычитать те расходы, которые понесло предприятие (или ИП) при реализации мероприятий по снижению НВОС. Если они фактически проведены лицами, обязанными вносить плату, и имеются подтверждающие документы, то в этом случае сумма платы может быть меньше.
Не стоит рассчитывать на то, что при определении размера плат можно внести данные, не соответствующие действительности или исказить информацию по плате.
В установленном порядке указано, что если с 1 января 2021 года не подтвердится снижение объема или массы выбросов, возникающих в процессе деятельности объекта, мероприятия, проводимые с целью повышения экологической эффективности, не приведут к уменьшению сбросов загрязняющих веществ, то в этом случае будет осуществлен пересчет размеров плат с применением коэффициента 100. Сегодня государство достаточно жестко ведет себя в отношении нарушителей, осуществляется строгий контроль предприятий и ИП, чья деятельность приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
При расчете экологической платы необходимо учитывать целый ряд параметров, то есть нет фиксированной и единой платы для всех организаций. Предприятие выполняет расчет и представляет в Росприроднадзор соответствующие документы, на основании которых проводились экологические расчеты.
Стоит учитывать, что размер платы должен быть обоснован: за недовнесение экоплатежей предусмотрены штрафные санкции, поэтому так важно, чтобы расчет экологического платежа был осуществлен точно.
Если экологические платежи вносятся позже установленных сроков, за каждый календарный день просрочки начисляются пени.
Стоит учитывать, что расчет платы зависит не только от категории объекта, но и от объема или массы выбросов, сбросов отходов. Вообще есть несколько нюансов, которые следует иметь в виду, определяя размер плат. Несмотря на то, что объекты делятся на категории, все равно каждый источник выбросов уникален, и нужно индивидуально рассматривать его особенности.
Состав и содержание декларации
В состав декларации входят такие данные, как:
- расчет общего размера суммы платежа;
- расчет сумм по каждому из воздействий, оказываемых предприятием на экологию;
- приложение с расчетом платежной базы;
- документация, подтверждающая освоение средств, запланированных на проведение природоохранных мероприятий и послуживших основанием для снижения размера платежа;
- копии платежных поручений, являющиеся подтверждением факта внесения в госбюджет.
Если рассматривать подробнее, декларация о плате содержит несколько разделов, в состав которых входят:
- Титульный лист. На титульном листе указывается информации о Федеральной службе, куда сдается декларация, наименовании предприятия-плательщика, правовая форма, адрес месторасположения, контактные сведения, ИНН. Также он заверяется подписями руководителя предприятия, исполнителя и главного бухгалтера.
- Расчет размера платежа, подлежащего уплате в госбюджет. Во второй раздел входят:
- размер платы без внесения корректировок и с их учетом,
- суммы платежей, рассчитанные по каждому виду негативного воздействия – выбросам, сбросам, отходам,
- размер средств, затраченных на природоохранные мероприятия,
- сведения об авансовых платежах,
- окончательная сумма платы, вносимая в бюджет в данный отчетный период.
- Последующие разделы декларации заполняются в соответствии с негативным воздействием, оказываемым предприятием на окружающую среду и посвящены детальным расчетам сумм экоплатежей за:
- выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками предприятия;
- выбросы от факельных установок или попутного нефтяного газа;
- сбросов в водные объекты;
- размещения отходов производства и потребления;
- размещения твердых коммунальных отходов.
По каждому из воздействий заполняется соответствующий отдельный раздел, в котором указываются:
- наименование объекта;
- код объекта;
- адрес месторасположения;
- наименования и номер экологических разрешительных документов;
- объемы образовавшихся загрязняющих веществ или отходов;
- объемы сверхнормативного образования загрязнителей;
- используемые при расчетах платы коэффициенты и ставки платы;
- итоговый размер платежа по каждому разделу.
Природопользователи заполняют те разделы декларации, которые соответствуют их обязанностям. Нулевая декларация в контролирующие организации не предоставляется.
При заполнении декларации, суммы рассчитанных экоплатежей указываются в рублях. При этом допускается округление до одной сотой.
От чего зависит размер платы за негативное воздействие на окружающую среду
Расчет платы за НВОС во всех случаях проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ “Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду” от 03 марта 2017 года.
Сумма экоплатежа зависит от объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов.При согласовании проектов контролирующими структурами устанавливаются лимиты на размещение отходов, нормативы образования отходов, нормативы выбросов и сбросов на которые необходимо ориентироваться при проведении расчетов.
Если ЮЛ или ИП несвоевременно предоставляют технический отчет о неизменности производственного процесса или отчет по ПЭК , осуществляется захоронение отходов, которые не указаны в документе об утверждении лимита на захоронение, превышает разрешенные объемы выбросов, сбросов или размещения отходов в этом случае при расчете экоплатежа применяются повышающие коэффициенты ( 25-ти или 100-кратный).
Расчет размеров экоплатежей
Размер рассчитывается самими природопользователями или с привлечением специализированных проектных экологических организаций.
Для проведения расчетов необходимо платежную базу по каждому загрязняющему веществу или отходу перемножить с установленными для них ставками. Полученные значения в конечном итоге суммируются. Не стоит забывать, что в некоторых случаях (например, при сжигании попутного газа) также следует учитывать и дополнительные коэффициенты.
При проведении мероприятий по уменьшению объема загрязнителей и отходов, внедрении наилучших доступных технологий, а также при соблюдении установленных для предприятия нормативов и лимитов, применяются дополнительные коэффициенты, позволяющие значительно уменьшить размер экоплатежей.
И наоборот – при сверхнормативных сбросах и выбросах, или размещении отходов более установленных лимитов, применяют повышающие ставки.
Размер применяемых коэффициентов устанавливается статье 16.3 вышеуказанного Закона №7-ФЗ.
Кроме того, природопользователи вносят часть, именуемую авансовым платежом, и составляющую ¼ от общей рассчитанной суммы ежеквартально.
Общие сведения о декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Совместно со внесением экоплатежей в госбюджет природопользователи обязаны передавать в контролирующие организации также и декларацию о плате за НВОС.
Декларация представляет собой специализированный документ, целью которого является предоставление данных о рассчитанном размере платежей за воздействие производственной деятельности объекта на экологию.
Она может быть заполнена как самим природопользователем, так и коммерческой организацией, привлеченной на договорной основе.
Во втором случае стоимость услуги составит от 4900 рублей, а сроки на заполнение декларации могут занимать от 1 дня.
Законодательные требования, обязующие природопользователей предоставлять декларацию о плате за НВОС, содержатся в статье 16.4 Закона №7-ФЗ. Кроме того, форма декларации и порядок ее предоставления были утверждены 09.01.2017 г. Приказом Минприроды №3.
Сроки внесения платежей и передачи декларации. Ответственность в случае несвоевременного предоставления
Сроки, установленные как для внесения экоплатежей, так и для предоставления декларации о них, установлены законодательно и составляют:
- для декларации — не позднее 10 марта, следующего за годом, по которому был рассчитан размер платы;
- для внесения платежей – не позднее 1 марта этого же года;
- для квартальных платежей – не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом.
При несвоевременном предоставлении декларации, Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрены штрафы, которые могут налагаться согласно статье 8.5. При этом их размер составляет:
- для предприятий, являющихся юридическими лицами – от 20 до 80 тысяч рублей;
- для должностных лиц, несущих ответственность в данном вопросе – от 3 до 6 тысяч рублей.
Несвоевременное внесение платежей также влечет за собой уплату пени, установленной за каждый день просрочки платежа, размер которой также устанавливается законодательно (Законом №7-ФЗ).
Порядок работ по расчету экоплатежей
При проведении расчетных работ осуществляется анализ различной экологической нормативной документации. Это необходимо для получения достоверных данных по объему образуемых в процессе производства или потребления отходов, количеству сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и выбросов в атмосферу. Для проведения работ по расчету экоплатежа необходимы:
- разрешение на проект НДС,
- разрешение на проект ПДВ,
- ДВОС,
- ПЭК и отчет по ПЭК,
- лимиты на проект ПНООЛР и другая документация.
Проанализировав данные документы, можно определить срок проведения расчета экоплатежа и стоимость услуги.
Документы, необходимые для расчета экоплатежей
Перечень документов, необходимых для расчета экологических платежей:
- реквизиты ИП или ЮЛ (телефон, адрес, ФИО генерального директора и главного бухгалтера, электронная почта и др.);
- копии учредительных документов: ИНН, ОГРН, Устава, КПП, справки из Госкомстата;
- копии расчетов платы за выбросы за предыдущий год (при наличии);
- копии расчетов платы за сбросы за предыдущий год (при наличии);
- лимит на размещение отходов;
- разрешение на выбросы;
- данные о ТС, находящихся на балансе предприятия;
- договор передачи отходов лицензированным организациям, специализирующихся на сборе и утилизации отходов;
- акты передачи отходов, справки за текущий и предыдущий годы;
- копии платежных документов, подтверждающих внесение платы за НВОС за текущий и предыдущий годы;
- Отчет по ПЭК.
Новая форма декларации
Отчётность и плата за НВОС: 7 главных новшеств
Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).
Исключений два:
- От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
- От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.
Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов
С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.
В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.
До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.
С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):
- ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
- ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
- Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа
Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.
Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).
Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)
Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5.
Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод.
Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.
Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 | Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1 |
Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.
Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.
С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 | В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25 |
Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)
Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).
Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 2 — у всех коэффициент 5 | Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25 |
Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).
С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 | Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25 |
Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)
Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.
- Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
- Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
- Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.
Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.
Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.
Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:
- лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
- лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2019 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 | По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100 |
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25 | |
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1 | |
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25 |
Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)
Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.
Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.
Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.
Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.
Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)
Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.
Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:
- I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
- II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
- III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.
Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.
Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)
Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.
Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы
С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).
Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.
Новшество 4. Зачёт переплаты
Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).
Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами
Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.
Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы
Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.
Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.
Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:
Новшество 7. ОКТМО объекта
В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.
Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.
Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор
Декларация о плате за НВОС за 2020 в 2021 – расчет, кто сдает, стоимость, сроки сдачи, штрафы, примеры
Расчет размера годовой платы должны проводить квалифицированные специалисты.
Если сумма платы будет рассчитана неверно, то в этом случае у контролирующих органов возникнут вопросы к предприятию или ИП, организация может быть привлечена к административной ответственности и штрафу.
Поэтому чаще всего для точного расчета привлекают опытных экологов. Мы даем гарантию, что расчет будет выполнен согласно требованиям установленного порядка и плата будет внесена в полном объеме.
Особенности проведения расчетных работ
Необходимо вносить плату, если предприятие оказывает на окружающий воздух негативные воздействия следующих видов:
- сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов на полигоне;
- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
При определении размера платы Природопользователь должен использовать платежную базу. Это общее понятие, поэтому не всегда Природопользователи понимают, что имеет в виду законодатель под этим термином.
Платежная база составляется из сведений об объеме или массе выбросов, загрязняющих веществ, а также данных о том, сколько было размещено отходов производства и потребления за отчетный период.
То есть даже если до платежа остается целых 12 месяцев, нужно уже начинать проводить некоторые работы, чтобы впоследствии можно было без проблем рассчитать размер платы.
Каждое предприятие и ИП самостоятельно ведет работы по составлению платежной базы, необходимой для определения размера платы. Нужно проводить лабораторные исследования, осуществлять производственный экологический контроль и другие работы на каждом объекте и вести документооборот отдельно по каждому источнику выброса или загрязнения окружающей среды.
Ставки платы за негативное воздействие устанавливаются в отношении каждого загрязняющего вещества по классу его опасности.
Так как государство поставило задачу по стимулированию предприятий и ИП к активному проведению мероприятий и работ по снижению НВОС, то с 1 января 2020 года для определения размера платы будут применяться коэффициенты 0, 1, 25, 100.
Из суммы платы можно вычитать те расходы, которые понесло предприятие (или ИП) при реализации мероприятий по снижению НВОС. Если они фактически проведены лицами, обязанными вносить плату, и имеются подтверждающие документы, то в этом случае сумма платы может быть меньше.
Не стоит рассчитывать на то, что при определении размера плат можно внести данные, не соответствующие действительности или исказить информацию по плате.
В установленном порядке указано, что если с 1 января 2020 года не подтвердится снижение объема или массы выбросов, возникающих в процессе деятельности объекта, мероприятия, проводимые с целью повышения экологической эффективности, не приведут к уменьшению сбросов загрязняющих веществ, то в этом случае будет осуществлен пересчет размеров плат с применением коэффициента 100. Сегодня государство достаточно жестко ведет себя в отношении нарушителей, осуществляется строгий контроль предприятий и ИП, чья деятельность приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
При расчете экологической платы необходимо учитывать целый ряд параметров, то есть нет фиксированной и единой платы для всех организаций. Предприятие выполняет расчет и представляет в Росприроднадзор соответствующие документы, на основании которых проводились экологические расчеты.
Стоит учитывать, что размер платы должен быть обоснован: за недовнесение экоплатежей предусмотрены штрафные санкции, поэтому так важно, чтобы расчет экологического платежа был осуществлен точно.
Если экологические платежи вносятся позже установленных сроков, за каждый календарный день просрочки начисляются пени.
Стоит учитывать, что расчет платы зависит не только от категории объекта, но и от объема или массы выбросов, сбросов отходов. Вообще есть несколько нюансов, которые следует иметь в виду, определяя размер плат. Несмотря на то, что объекты делятся на категории, все равно каждый источник выбросов уникален, и нужно индивидуально рассматривать его особенности.
Оптимизация экологических платежей
Оптимизация экологических платежей заключается в первую очередь в правильном и грамотном расчете платы.
Необходимо использовать точные данные о фактических сбросах и выбросах, размещенных отходах и далее применять различные способы минимизации платы за НВОС.
Если расчетами занимаются опытные и квалифицированные специалисты “ФлорЭко”, предприятие может сэкономить на экологических платежах от 10 до 50% в год.
Изменения в порядке исчисления и взимания экоплатежей в 2016 году
С 1 января 2016 года действуют изменения, связанные с порядком исчисления и взимания платы за НВОС, а также пересмотрен перечь лиц, обязанных вносить экоплатежи. Согласно ФЗ №219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” теперь из суммы платы можно вычитать затраты, понесенные ЮЛ или ИП при проведении природоохранных мероприятий.
Изменения в законодательстве в 2020 году
С 1 января 2020 года будут применяться различные понижающие и повышающие коэффициенты. Это сделано для того, чтобы ИП и ЮЛ проводили больше мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на экологию и делали выбор в пользу передовых технологий (к примеру, использовали более совершенные системы очистки).
Согласование платы
Если брать в расчет г. Москву и Московскую область, то ИП и ЮЛ согласовывают плату в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Межрегиональном управлении Росприроднадзора по г. Москове и Калужской области, в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Расчет авансовых платежей
ЮЛ и ИП должны совершать авансовый экоплатеж ежеквартально – за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Плата должна быть внесена не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Важно, что не требуется представление расчетов в каком-либо виде (бумажном или электронном). Последняя часть экоплатежа вносится 1 марта года, следующего за отчетным.
Согласно Закона № 450-ФЗ плательщики могут выбрать один из трех способов расчета размера авансовых платежей:
- В размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пп. 10−12.1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ) за предыдущий год;
- В размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), временно разрешенных выбросов (ВРВ), временно разрешенных сбросов (ВРС), лимитов на размещение отходов производства и потребления;
- В размере, определенном путем умножения платежной базы, которая рассчитана на основе данных производственного экологического контроля (ПЭК) об объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ.