Надзор за действиями судебного пристава исполнителя

Содержание
  1. Как и куда жаловаться на судебных приставов
  2. Процедура подачи жалобы
  3. Куда жаловаться на судебных приставов?
  4. Как составить жалобу?
  5. О порядке обжалования постановлений приставов, их бездействия или действий
  6. Верховный суд РФ разъяснил, какие действия приставов могут оказаться незаконными
  7. Нехватка кадров – не оправдание
  8. Арест имущества должен быть соразмерен долгу
  9. Рассрочка в выплатах не должна нарушать право на исполнение решения
  10. Кто компенсирует ущерб от незаконных действий приставов
  11. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: что это такое и как происходит
  12. Что обозначает данное понятие и зачем нужен надзор
  13. В чем выражается надзор за исполнением законов судебными приставами
  14. Задачи и объекты прокурорского контроля
  15. Предмет данного надзора
  16. Организация мероприятий
  17. Меры реагирования
  18. Заключение
  19. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: сущность, предмет, задачи
  20. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
  21. Задачи судебных приставов
  22. Две группы судебных приставов
  23. Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
  24. Исполнительное производство
  25. Пределы прокурорского надзора
  26. Кто занимается принудительным исполнением?

Как и куда жаловаться на судебных приставов

Надзор за действиями судебного пристава исполнителя

В настоящее время еще существует тенденция к нарушению прав граждан представителями судебной власти. Случается, что судебные приставы злоупотребляют полномочиями, неэффективно исполняют обязанности, нарушают профессиональную этику или порядок проведения процедур. Куда жаловаться на судебных приставов?

В главе 18 ФЗ «Об исполнительном производстве» определен порядок, в котором следует обжаловать бездействие или незаконные действия исполнителей Федеральной службы судебных приставов. Согласно закону РФ «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» определен порядок, в котором следует оспаривать бездействие или действия этих служащих.

Процедура подачи жалобы

В законе «Об исполнительном производстве» сказано, что пожаловаться на судебного пристава возможно на протяжении 10 дней от даты совершения им незаконных действий, отказа в отводе, или установленного факта его бездействия. Важно не пропустить это срок. Если же вы не были извещены о времени совершения таких действий, то жалобу можно будет подать на протяжении 10 суток от даты, когда вы узнали о нарушении.

Куда жаловаться на судебных приставов?

Жалоба подается в порядке подчиненности.

  1. Самой первой инстанцией, куда обращаются в письменной форме, является старший судебный пристав, кому подчиняется служащий, который нарушил ваши права.
  2. Подавать претензию на постановление старшего пристава, на него самого, на его заместителя, на их бездействие или действия следует главному судебному приставу субъекта РФ, у которого в подчинении тот старший пристав.
  3. На главного судебного пристава субъекта РФ или на его заместителя жалуются главному судебному исполнителю РФ.
  4. На исполнителя судового решения, можно подавать как его вышестоящим должностным лицам, так и через самого пристава, действия которого обжалуются. Во втором случае пристав-исполнитель должен в трехдневный срок передать вашу жалобу вышестоящему должностному лицу.
  5. Если вы передумали жаловаться, то возможен отзыв претензии до того, как будет принято по ней решение.

Как составить жалобу?

Процедура подачи жалобы следующая.

  1. Составлять жалобу следует в письменной форме. Обязательно с подписью лица, которое обратилось с ней. Следует указать Ф.И.О. судебного исполнителя, незаконное действие, бездействие или постановление которого вы хотите обжаловать.
  2. Далее, Ф.И.О. того гражданина, который подает заявление, его домашний адрес или место его пребывания.
  3. Потом формулируются основания для обжалования постановления, его бездействие или действия.
  4. После этого, гражданин, подающий претензию, выдвигает требования.

Можно не спешить с предоставлением документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в жалобе. Если это будет необходимо, вы получите запрос на них от должностного лица, которое будет рассматривать жалобы. Но, вы должны знать, что в таком случае рассмотрение жалобы приостанавливают не более чем на 10 дней.

Жалоба, которая была подана в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена в течение 10 дней.

О порядке обжалования постановлений приставов, их бездействия или действий

Куда можно пожаловаться на исполнителя судового решения? Чтобы оспорить постановление исполнителя, его действие либо бездействие, можно обратиться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.

Ваше заявление в суд должно быть рассмотрено в десятидневный срок, учитывая особенности, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Есть еще варианты куда жаловаться на исполнителей, судового производства. Существует возможность подачи жалобы непосредственно в Федеральную службу судебных исполнителей.

Воспользуйтесь их официальным сайтом fssprus.ru. Зайдите на сайт, перейдите в раздел «Приемная» и оформите свою жалобу на специальном бланке, который там предоставлен.

Кроме этого, как показывает практика, существует еще очень действенный адрес куда жаловаться на судебных исполнителей — это Администрация Президента.

В случае, если вы подозреваете исполнителя во взяточничестве либо в присвоении средств, полученных от должника, обращайтесь с жалобой в прокуратуру. Это тоже бывает эффективно и решения оттуда приходят практически сразу.

Наконец, не стоит забывать о неформальном методе борьбы с беззаконием на местах.

Кроме официальных жалоб, которые вы отправляете в государственные органы, воспользуйтесь не менее действенным способом обратить внимание на злоупотребления представителя судебной власти — публикацией в интернете.

Поделитесь своими негативными отзывами и жалобами на судебного пристава. Высказанная публично жалоба, значительно повышает ваши шансы на то, что вы будете услышаны. Такую жалобу чиновникам будет очень сложно оставить без внимания.

Отстаивайте и защищайте свои права всеми доступными способами и используйте как можно больше шансов чтобы пресечь злоупотребления судебных приставов и заставить их исполнять свои обязанности в рамках закона.

Верховный суд РФ разъяснил, какие действия приставов могут оказаться незаконными

Надзор за действиями судебного пристава исполнителя

МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Пленум Верховного суда России разъяснил, какие действия судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными. Об этом говорится в принятом постановлении пленума ВС “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”.

На эту тему

“Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства”, – подчеркнул пленум. Например, незаконным может быть признано бездействие пристава, выяснившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых действий по выявлению другого имущества (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие госрегистрацию имущества и прав на него, и т.д.).

Нехватка кадров – не оправдание

“Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов- исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий”, – говорится в рекомендациях судьям.

Пленум отметил, что судебный пристав не вправе удовлетворить ходатайство о временном ограничении на выезд должника из РФ одновременно возбуждением исполнительного производства – до истечения срока для добровольного исполнения и до получения данных о том, что должник знает о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения

Арест имущества должен быть соразмерен долгу

На эту тему

Отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по поиску такого имущества и они оказались безрезультатными.

“Арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объему требований взыскателя, – говорится в постановлении.

Например, арест несоразмерен в случае, когда стоимость арестованного имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительному документу при наличии другого имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание.

В то же время такой арест допустим, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведений о наличии другого имущества, на которое можно обратить взыскание, или при отсутствии у должника иного имущества, его неликвидности либо малой ликвидности”.

Рассрочка в выплатах не должна нарушать право на исполнение решения

При предоставлении отсрочки или рассрочки в выплатах “судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок”, – пояснил пленум.

Кто компенсирует ущерб от незаконных действий приставов

Если незаконные действия или бездействие приставов причинили ущерб, он должен компенсироваться за счет бюджета и самого виновника.

 “Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность”, – пояснил пленум ВС. Предъявлять в суд жалобы на приставов могут и госорганы, администрирующие доходы в бюджет через исполнительное производство.

Ответчиком по жалобе выступает судебный пристав, чьи действия оспариваются, а при прекращении его полномочий – тот, кто его заменил, если полномочия не передавались – старший судебный пристав.

К участию в деле необходимо привлекать территориальный орган ФССП России.

При этом отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления пристава во время рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по делу, если его применение привело к нарушению прав, свобод и законных интересов истца.

Подавший иск о возмещении вреда бездействием пристава не должен доказывать то, что должник не владеет иным имуществом, на которое можно обратить взыскание, “если в ходе исполнительного производства судебный пристав- исполнитель не осуществил необходимые исполнительные действия по исполнению исполнительного документа за счет имевшихся у должника денежных средств или другого имущества, оказавшихся впоследствии утраченными”.

В то же время, пояснил пленум ВС, “отсутствие реального исполнения само по себе не является основанием для возложения на государство обязанности по возмещению не полученных от должника сумм по исполнительному документу, поскольку ответственность государства в сфере исполнения судебных актов, вынесенных в отношении частных лиц, ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения этих судебных актов и не подразумевает обязательности положительного результата, если таковой обусловлен объективными обстоятельствами, зависящими от должника”.

В случае удовлетворения иска к приставу Российская Федерация в лице ФССП в порядке регресса вправе взыскать сумму возмещенного вреда с лица, виновного в его причинении, например, при утрате имущества – с лица, которому имущество передано на хранение, при использовании недостоверной оценки имущества должника; если эту оценку производил оценщик, – с оценщика, и т.д. “ФССП России вправе предъявить иск от имени Российской Федерации в порядке регресса к лицу, виновному в причинении вреда”, – отметил пленум.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: что это такое и как происходит

Надзор за действиями судебного пристава исполнителя

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, сравнительно недавние функции данной инстанции, обозначенные ФЗ РФ No118 и 119.

Что обозначает данное понятие и зачем нужен надзор

В Законе о прокуратуре нет отдельно выделенной главы об осуществлении контроля служащих суда, которая бы определяла полномочия прокурора и инструменты его воздействия. Поэтому данные полномочия сочетаются с прочими видами деятельности прокуратуры.

Как организовать прокурорский надзор, смотрите в этом видео:

Такая неопределенность приводит к возникновению сложностей и препятствий на пути качественного выполнения прокурорских обязанностей. Важно: данная ветвь тесно граничит с контролем соблюдения прав и свобод граждан.

Данный процесс со стороны органов юстиции поднимает уровень доверия к судьям, так как совершенствует и улучшает их деятельность, и обеспечивает правопорядок в судебных процессах.

В чем выражается надзор за исполнением законов судебными приставами

Действия уполномоченного генерального прокурора выражаются в контроле следующих мероприятий со стороны исполнителей:

  • Осуществление требуемых мер и правил использования и формирования документов;
  • Контроль за учетом ходатайства в отношении тех или иных сотрудников в вопросах исполнительного производства;
  • Правомерность наложения ареста на имущество;
  • В полном ли объеме принимаются меры в розыске должников; Осуществление контроля над ведением документации.

Кто осуществляет надзор за судебными приставами?

При контроле активности исполнительных инстанций, наблюдение за исполнением законов осуществляется над такими мероприятиями:

  • Предоставление безопасности госслужащих, которые являются участниками судебных слушаний и прений;
  • Обеспечение безопасности самих судебных процессов;
  • Качество подготовки помещений, необходимых для выполнения судебного производства;
  • Контроль над доставкой на суд вещественных доказательств;
  • Контроль над исполнением решений и приговоров судьи;
  • Правомерность требования дачи свидетельских показаний в процессе разбирательств, граждан, уклоняющихся от явки;
  • Правомерность использования специальных средств с целью силового воздействия;
  • Контроль обоюдной работы приставов и сотрудников силовых структур в отношении лиц, находящихся под стражей;
  • Контроль над соблюдением сроков в отношении выполнения предписаний исполнительных листов.

Задачи и объекты прокурорского контроля

В числе главных задач надзора за судебными приставами числится:

  • Выполнение исполнителями необходимых действий, соответствующих постановлениям и в рамках своих полномочий;
  • Соответствие догмам решений, принятых приставами;
  • Отстаивание законных прав и свобод людей и юридических лиц, в отношении которых приставы принимали какие-либо решения.

Объектами надзора прокуратуры выступают:

  • Федеральная служба судебных приставов РФ и ее территориальные органы;
  • Должностные лица, выполняющие обязанности, то есть судебные приставы.

Кроме них в число инстанций подвергающихся надзору входят:

  • Руководящий состав органов и учреждений, обязанностями которых является приведение в исполнение наказаний и принудительных мероприятий;
  • Администрации колоний, следственных изоляторов и прочих мест лишения или ограничения свободы.

Предмет данного надзора

Предметом контроля над исполнением законов является:

  • Наблюдение за законностью и следованием положениям актов суда и постановлениям прочих государственных организаций;
  • Контроль над соблюдением органами государственной власти положений законодательной базы;
  • Контроль над соблюдением прав абсолютно всех граждан РФ.

Важно: приставы обязаны принимать адекватные решения в рамках законодательства. Полномочия прокурора.

Действия прокурора при выявлении нарушений.

В данный перечень входят такие действия:

  • При необходимости получение доступа к любого вида материалам;
  • Требование от руководящего состава исполнительных организаций отчетности в виде конкретной документации и аргументированных материалов;
  • Если в ходе проверки возникают сложности, прокурор располагает правом задействовать в работе соответствующих сотрудников, перечень которых обозначен в ст. 21 Закона о прокуратуре;
  • Вызов представителей организаций и граждан для выявления причин правонарушений;
  • Осуществление проверок с целью контроля над правомерностью выполняемых действий;
  • После ознакомления с предоставленным удостоверением, получатель обязан беспрепятственно обеспечить доступ к подконтрольным помещениям и территориям.

В частности к прокурорским полномочиям относятся:

  • Принятие решений о возмещении ущерба гражданам и организациям, нанесенного в ходе неправомерных действий;
  • Освобождение граждан со стен не судебных инстанций, задержание которых не соответствовало закону;
  • Обращение в любого рода судебные инстанции и арбитражные суды с целью отстаивания законных интересов людей и организаций;
  • Предъявление требований к необходимым инстанциям о привлечении правонарушителей к уголовной или административной ответственности.

Важно: данные полномочия предоставляют возможность контролировать деятельность всех подведомственных структур.

Организация мероприятий

Важно: чтобы качественно организовать работу по наблюдению, следует знать на высоте законодательную базу и практику его применения, для этого сотрудники постоянно повышают квалификацию.

Что входит в надзор за исполнением законов, смотрите в этом видео:

Также с целью проведения качественных мероприятий:

  • Сотрудники прокуратуры обеспечиваются нормативными актами, методическими пособиями и разработками;
  • Перед проведением надзора собираются и анализируются информация и материалы;
  • Разрабатывается план мероприятия;
  • Для успешного прокурорского регулирования судебных исполнителей, работники прокуратуры должны располагать полной и достоверной информацией о случаях нарушений – сбор, обработка и хранение сведений в процессе расследования.
  • В число организационных работ включаются проверки организаций или лиц на предмет выявления нарушений;
  • Аналитические мероприятия;
  • Сотрудничество с прочими отделами прокуратуры; ·
  • Учет проделанной работы.

Важно: внедрение научных рекомендаций и передового опыта – основной элемент организации работы.

Меры реагирования

При выявлении нарушений предписаний исполнителями суда, предусмотрены такие меры пресечения:

  • Опротестование актов, которые противоречат законодательной базе;
  • Исковые заявления в судебные учреждения с целью защиты правовых интересов всех пострадавших;
  • Возбуждение уголовного дела/производства об административном своеволии.

Заключение

Прокурорский надзор за законностью деятельности судебных приставов, это неотъемлемая часть общественной и правовой жизни граждан, от эффективности выявления правонарушений и быстроты реагирования на подобные ситуации зависит спокойствие и качество жизни страны в целом.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: сущность, предмет, задачи

Надзор за действиями судебного пристава исполнителя

Переход к новым рыночным отношениям диктует все более актуальную проблему, связанную с исполнением судебных актов и актов иных органов в области имущественных, семейных, трудовых, административных и прочих правонарушений. Из-за низкой исполнительной дисциплины страдают отдельные лица, а также общество в целом, так как снижается эффективность функционирования судебной системы.

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

В период 1990-х гг. проводился комплекс мероприятий, направленных на реформирование исполнительного производства в государстве. Был признан недействительным институт судебных исполнителей и образована новая государственная служба судебных приставов.

Также Правительство решило обновить правовую основу исполнительного производства. Для этой цели приняли Федеральные законы от 21 июля 1997-го г. касаемо судебных приставов, от 21 июля 1997-го г.

относительно исполнительного производства, внесли соответствующие изменения в действующее законодательство и прочие нормативно-правовые акты.

Данные изменения затронули и Закон о прокуратуре, дополненный в 1999-м г. новой отраслью прокурорского надзора (надзор за исполнением законов судебными приставами). Но, к несчастью, закон не определяет конкретное содержание этой отрасли, ее предмет, функции прокурора (по образу остальных отраслей надзора).

Замечание 1

В ходе раскрытия сущности и содержания этой отрасли надзора, как правило, исходят из общих положений Закона о прокуратуре, затрагивающих виды прокурорского надзора, предмет и объекты прокурорского надзора, функции прокуроров при реализации надзора за исполнением законодательства.

В правовую основу изучаемой отрасли прокурорского надзора, помимо Закона о прокуратуре, входят:

  • Федеральный закон, касающийся судебных приставов;
  • Федеральный закон от 02 октября 2007-го г. относительно исполнительного производства;
  • Положение о Федеральной службе судебных приставов, подписанное Указом Президента России от 13 октября 2004-го г.;
  • Положение, касающееся территориального органа федеральной службы судебных приставов, подписанное приказом Министерства юстиции России от 09 апреля 2007-го г.;
  • Указание Генеральной прокуратуры России от 12 мая 2009-го г. касаемо организации прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами.

Некоторые вопросы исполнения решений суда регулируются с помощью ГПК, УПК, АПК, УИК и других законодательных актов РФ.

рассматриваемой отрасли надзора заключается в том, чтоб при помощи способов и средств прокурорского реагирования обеспечивать законность в работе судебных приставов, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного характера, уважение чести и достоинства граждан, связанных со сферой деятельности судебных исполнителей.

Определение 1

Объекты прокурорского надзора за выполнением законов судебными исполнителями – это Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), подчиняющаяся Министерству Юстиции России, территориальные органы с должностными лицами – судебными приставами.

Определение 2

Территориальные органы ФССП России являются единой централизованной системой, возглавляемой Федеральной службой судебных приставов. Она состоит из территориальных органов (управления, отделов), действующих на территории субъектов России, районов, городов, межрайонных и специализированных подразделений ФССП РФ.

К должностным лицам, поднадзорных прокурорам, относятся:

  • Главный судебный пристав России (он же директор ФССП РФ) со своими заместителями;
  • главные судебные приставы субъектов России (это руководители территориальных органов ФССП, которые действуют на территории субъектов России) со своими заместителями;
  • старшие судебные приставы с судебными приставами.

Задачи судебных приставов

Служба судебных приставов выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает установленный порядок деятельности высших судебных органов (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
  • осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (например, нотариально удостоверенные соглашения, связанные с уплатой алиментов, акты по делам об административных нарушениях и пр.);
  • исполнение закона об уголовном судопроизводстве по делам, которые УПК относит к подследственности органов ФССП РФ.

Две группы судебных приставов

Судебные исполнители зависимо от выполняемых обязанностей делятся на судебных приставов по осуществлению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные исполнители 1-ой группы обеспечивают установленный порядок работы следующих органов:

  • суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
  • Конституционный Суд России;
  • Верховный Суд России;
  • Высший Арбитражный Суд России.

Они осуществляют общественный порядок в зданиях и помещениях судов, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений.

https://www.youtube.com/watch?v=a3fHdg13ksI

Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц является задачей судебных приставов-исполнителей.

Эти две группы судебных приставов существенно различаются по правовому статусу. Если работа судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в общем-то является правоохранительной, то работа судебных приставов-исполнителей имеет обеспечительное значение, направленное на принудительное выполнение решений, выносимых судами, решений иных органов и должностных лиц.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами относится:

  • обеспечение законных действий в деятельности судебных приставов;
  • защита прав и законных интересов физических и юр. лиц, по отношению к которым возбудили исполнительное судопроизводство;
  • обеспечение установленного законодательством порядка деятельности судебных органов и справедливого исполнения их решений.

Предмет надзора исследуемой отрасли в Законе о прокуратуре не обозначен. Определяя его содержание, необходимо опираться на общие положения о предмете надзорной прокурорской деятельности, которые изложены в Законе о прокуратуре. Следует принимать к сведению задачи, реализация которых возложена на службу судебных исполнителей и правовое положение судебных исполнителей.

Определение 3

Учитывая вышеизложенный материал надо отметить, что предмет надзора в рамках рассматриваемой отрасли – это исполнение законов судебными исполнителями.

Прокурорский надзор за выполнением законодательства осуществляется в таких направлениях:

  • соблюдать установленный порядок принудительного выполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц;
  • исполнять законы в процессе обеспечения установленного законного порядка деятельности судебных органов;
  • соблюдать права и законные интересы физических и юр. лиц;
  • соответствовать законодательству правовых актов, которые издают должностные лица службы судебных приставов.

Исполнительное производство

Определение 4

Под исполнительным производством понимается установленный законодательством порядок принудительного осуществления судебных актов, актов иных органов и должностных лиц с целью защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Это касается актов, в которых возлагаются на граждан, организации либо бюджеты всех уровней обязанности передавать иным гражданам, организациям либо в соответствующие бюджеты денежных средств и прочего имущества или совершать в их пользу конкретные действия или воздержаться от совершения данных действий.

Исполнительное производство является довольно сложным производством. Оно включает в себя 3 стадии:

  • возбуждение исполнительного производства;
  • осуществление исполнительного производства;
  • окончание исполнительного производства.

У судебного пристава-исполнителя после того, как вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, имеется право на осуществление комплекса исполнительных действий, которые направлены на принудительное выполнение судебных актов и актов иных органов и должностных лиц. В частности, судебный пристав-исполнитель может осуществлять:

  • вызов стороны исполнительного производства и иных лиц;
  • запрос необходимых сведений, проведение проверок;
  • проникновение в жилые и нежилые помещения, хранилища;
  • наложение ареста на имущество и пр.

При неисполнении должником добровольным путем требований, которые содержатся в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель имеет право на применение мер принудительного характера, в частности:

  • обратить взыскание на имущество, деньги и ценные бумаги должника;
  • наложить арест и изъять у должника имущество, присужденное взыскателю;
  • принудительным путем вселить взыскателя в жилое помещение;
  • принудительным путем выселить должника из жилого помещения и пр.

Порядок деятельности судов всех уровней обеспечивается согласно Закону о судебных приставах. Данная функция возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. данной деятельности состоит, главным образом, в осуществлении правоохранительной функции. Судебный пристав несет обязанности касаемо:

  • поддержания общественного порядка;
  • предупреждения и пресечения преступлений и правовых нарушений в здании и помещениях судебных органов;
  • обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей и иных сторон судебного процесса и пр.

Помимо этого, судебные приставы выполняют отдельные поручения суда (судьи), связанных с безопасной доставкой уголовных дел и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания, приводом лиц, которые уклоняются от явки в суд, и пр.

Пример 1

Судебный исполнитель имеет широкие права при исполнении своих обязанностей. Например, в процессе привода лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, он вправе входить на территории, в помещения, в т.ч. жилые, осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность у лиц, которые находятся в зданиях, помещениях суда, досматривать людей и их вещи и пр.

Требования судебного исполнителя обязательны для лиц, которые присутствуют в зале заседания суда. В законодательном порядке он вправе применить физическую силу со специальными средствами и огнестрельным оружием.

Определение 5

Согласно положениям Закона о прокуратуре, Закона о судебных приставах (статья 18), исполнение законодательства судебными приставами при реализации ими вышеуказанных функций является предметом прокурорского надзора исследуемой отрасли.

Пределы прокурорского надзора

Если полномочия судебных приставов-исполнителей в области исполнительного производства в полном объеме охватываются изучаемой отраслью, то о полномочиях судебных приставов по обеспечению деятельности судов такое сказать невозможно.

Таким образом, к компетенции судебных приставов по обеспечению деятельности судебных органов, как мы уже отмечали, относится выполнение поручений судьи по вопросам обеспечения порядка в залах и помещениях суда, по принудительному доставлению лиц, которые уклоняются от явки по вызовам в суд, и пр.

Замечание 2

Законность данных действий судебных исполнителей не относится к предмету надзора прокурора, так как прокуратура не реализует надзор за законностью деятельности судебных органов..

Не относится к предмету исследуемой отрасли надзор за законностью производства дознания органами ФССП РФ по уголовным делам, относящимся УПК к их компетенции (пункт 4 части 3 статьи 151 УПК), так как процессуальная деятельность – это предмет другой отрасли надзора, который отвечает за исполнение законодательства органами дознания и предварительного следствия.

Кто занимается принудительным исполнением?

В России действует Федеральная служба судебных приставов, сотрудники которой уполномочены осуществлять принудительное исполнение актов, исходящих из судов и различных правомочных органов. Если встает вопрос, кому подчиняются судебные приставы, то ответ на него прост. Деятельность службы контролирует и координирует Министерство юстиции РФ.

Как и любая часть правовой системы, состоит она из различных иерархических ветвей, нижние из которых подчинены высшим инстанциям, где территориальные органы соединены в единую систему центральным аппаратом.

К примеру, кому подчиняются судебные приставы отдельно взятого подразделения? Однозначно, старшему по чину, то есть человеку, назначенному высшим руководством для управления в конкретном подразделении.

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: