Критики о романе преступление и наказание

Содержание
  1. Писарев о романе преступление и наказание кратко. Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М
  2. Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского Преступление и наказание
  3. Мир Достоевского
  4. Меню сайта
  5. Критика о романе «Преступление и наказание»: отзывы современников
  6. Почему стоит прочитать роман Ф. М. Достоевского
  7. История создания великого произведения
  8. Почему же стоит прочесть роман “Преступление и наказание”?
  9. «Преступление и наказание» анализ произведения Достоевского – критика, жанр, история создания, тема романа – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
  10. Краткий анализ
  11. История создания
  12. Тема
  13. Композиция
  14. Главные герои
  15. Жанр
  16. Критика о романе
  17. Введение
  18. Н. Н. Страхов
  19. Д. И. Писарев
  20. Общая оценка в русской критике
  21. Анализ произведения достоевского преступление и наказание – Лучшие Сочинения
  22. В чем суть теории раскольникова?
  23. Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?
  24. Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов
  25. Раскольников и Соня Мармеладова
  26. Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»
  27. «Преступление и наказание»: история создания романа
  28. Тематика произведения
  29. Анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  30. Критика о романе «Преступление и наказание» – Русская историческая библиотека
  31. «Преступление и наказание» – критика «демократа» Елисеева
  32. «Преступление и наказание» – критика Страхова
  33. «Преступление и наказание» – критика сторонников «чистого искусства»
  34. «Преступление и наказание» – критика Писарева

Писарев о романе преступление и наказание кратко. Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М

Критики о романе преступление и наказание

Писарев– статья «Борьба за жизнь» (1867). В ней разбирается произведение Достоевского «Преступление и наказание». Д.И. Писарев увидел в авторе романа крупного писателя — реалиста. Он поставил вопрос о нравственной ответственности общества за преступление, совершенное отдельной личностью.

Не теория Раскольникова, а социальные мотивы преступления привлекли внимание Писарева. Какие же причины преступления героя видит критик?

а) Бедность. Это странное социальное зло, которое искажает нравственные понятия человека. Оно заставляет человека чувствовать себя в «особенном, совершенно фантастическом мире, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы». В этой цитате — ключ трактовки романа Писаревым.

б) Сложные объективные противоречия русской жизни. Критик отверг мнение об исключительности поведения Раскольникова как проявлении его психической ненормальности. Рядом с главным героем бедствуют Мармеладовы, в судьбах которых Писарев увидел социальную основу романа. Их страдания взывают к сознанию «мыслящего и сострадательного» Раскольникова, толкая его на преступление.

в) История нравственного падения Мармеладова. Тысячи пьяненьких мармеладовых падают «в ту бездонную трясину, которая из года в год поглощает бедных людей».

Сила статьи Писарева в том, что критик сосредоточился на анализе нравственных проблем. Он раскрыл духовные взаимосвязи между опустившимся Мармеладовым и Раскольниковым, попавшим в исключительное положение.

Мармеладов не всегда был жалким, и «по остатку его человечности» Раскольников понимает, что «есть тропинка, ведущая к мармеладовскому падению, и что есть возможность спуститься на эту скользкую тропинку даже с той высоты умственного и нравственного развития, на которую удалось взобраться ему, студенту Раскольникову». Эти страницы статьи Писарева раскрывают глубину его гуманной мысли.

Критик рассматривает образ Раскольникова как жертву, социальной несправедливости, приглушив при этом его чувство индивидуального протеста. Подчеркивая в герое человека-жертву, критик обнажает слабость и беспомощность Раскольникова, его неспособность мстить за общественную несправедливость.

Его мысли «дурны, опасны» — отмечает критик. Писарев осуждает Раскольникова за его дикий кровавый поступок и подчеркивает полную бессмысленность преступления — и в личном и в общественном плане. Дело не в отдельных «препятствиях», а в общем устроении жизни.

Есть ли выход из этого странного «фантастического мира»?

Писарев понял, какую бурю противоречивых чувств может вызвать удел «вечной Сонечки» в душе гуманного человека.

Писарев снимает с Сони мотив христианской жертвенности и с позиций революционного демократа наделяет ее героическим характером: «во что бы то ни стало».

Критик и сочувствует героям Достоевского, и осуждает их. В нравственном споре Раскольникова с Соней Писарев на стороне «великодушной героини».

Материалист Писарев не в меньшей степени, чем Достоевский, имеет высокое чувство сострадательной гуманности. Но он видит иной исход для «вечных Сонечек». Так разрешает Писарев социальные проблемы романа. Для нас очевидно, что содержание «Преступления и наказания» более сложно.

Писарев подверг критике теорию Раскольникова об особой роли необыкновенного человека в судьбе общества. Критика Писарева отражает его гуманистические воззрения на человека. Она подводит читателя к выводу о том, что «теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей».

Д.И. Писарев первым понял роман «Преступление и наказание» как правдивый документ эпохи, как реалистическое отражение русской жизни. Он доказал свою мысль аргументирование, подробно анализируя сюжетные перипетии романа, во многом объяснив трагические обстоятельства жизни героев Достоевского.

Писарев во многом определил принципы подхода к роману, его мысль о Достоевском, как гуманном изобразителе страданий, вошла в обиход русской критики и звучала как высшая похвала писателю.

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского Преступление и наказание

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»

Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского – «Преступление и наказание» – роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен.

Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа – Родион Раскольников.

Остальные же персонажи «Преступления и наказания» являются своеобразными проекциями его души: они отражают ту драму, которая разворачивается в сознании Раскольникова, отражают глубину его личности.

Даже во внешности Раскольникова мы видим его неоднозначность, «раскол». Он был бедным студентом, жившим в Петербурге, в ужасной маленькой комнате с желтыми обоями, похожей на гроб. Отца у него не было, мать и сестра жили в провинции.

Родион Романович зарабатывал гроши, переводя различные статьи. Давящая обстановка грязного, душного Петербурга, убожество жилья, постоянное отсутствие денег – все это давило на бедного студента, вызывало ненависть ко всему окружающему.

Все эти обстоятельства подготовили почву для рождения чудовищной идеи в голове Раскольникова. Он решил совершить пробу, дабы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям, которые «право имеют» переступить через других людей.

Он решается не на убийство, а на акт самопознания. Но на самом деле свершилась страшная трагедия самообмана.

Он совершает два преступления. Первое преступление – перед Богом, второе – перед людьми. Характер Раскольникова очень противоречив. Мы видим в нем презрение, озлобленность к людям, но, с другой стороны, – чуткость и сострадание. Совершив преступление, он должен идти вперед, к власти.

Что же он? Он отдает свои деньги на похороны Мармеладова, помогает его семье. Правильно было сказано, что действительность и натура могут «подсечь любой расчет».

Что же происходит с Родионом? Ум героя полностью подчинен его идее, а душа восстает, в душе пробуждаются новые чувства – назревает душевный бунт.

После убийства в Родионе начинают просыпаться чувства не сверхчеловека, а человека страдающего. Избранник превратился в изгоя.

Раскольников не может общаться, как прежде, со своими родными, приехавшими в Петербург (сестрой Дунечкой и матерью Пульхерией Александровной). Он избегает их, даже чувствует ненависть к ним. Он будто бы «ножницами отрезал себя» от всех людей.

Созданная им теория становится тяжелым наваждением – Раскольников не может понять, в чем причина неудавшейся пробы (он не человека убил, «а принцип убил»).

Ф. М. Достоевский вводит в роман ряд героев, помогающих понять суть преступления Раскольникова. И оказывается, что низкие и циничные люди, такие как Свид-ригайлов и Лужин, являются «двойниками» Раскольникова.

Автор показывает, что Раскольников очень похож на них своими методами достижения цели.

Родион, переступив через законы морали, кровь, совершил преступление перед Богом и людьми, опускается на одну ступень с низкими циниками – Лужиным и Свидригайловым.

Свою теорию Раскольников создал в полном одиночестве, ему никто не был нужен в тот момент. Понять же истину случившегося самостоятельно было невозможно; он начинает искать живую душу, которая сможет его спасти от безумия. В появлении Сони заключается одна из важнейших идей Достоевского: преступление Раскольников совершает один, но один вернуться к людям он не может.

Раскольников совершил страшное преступление – нарушил заповедь «не убий». Воскрешение души его возможно лишь при искреннем покаянии. Автор подводит своего героя к пониманию того, что единственным путем к духовному воскрешению может быть смирение и признание заповедей Христа. Надежду ему подает Соня. Она для него – символ жизни и веры в Бога и людей.

Противопоставляя бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдающей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не в состоянии вынести мучений совести: преступление его приводит к наказанию, которое к нему приходит с осознанием греха.

В христианском смирении Сони он видит путь к спасению и искуплению своей вины.

Таким образом, психологически достоверно показывая душевные страдания Раскольникова после совершенного убийства, введя психологических «двойников» своего героя, Достоевский убедительно раскрыл антигуманную сущность теории, подчиняющей себе «живую» жизнь.

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Роман «Преступление и наказание» был впервые опубликован в журнале «Русский вестник» в 1866 году. Вскоре после этого появились первые отзывы о произведении.

Современники Достоевского приняли его новый роман с огромным интересом и любопытством. Некоторые из критиков осуждали новинку, отстальные — восхищались ею. В любом случае никто не остался равнодушен.

Критика о романе «Преступление и наказание»: отзывы современников

Отзыв в газете «Гласный суд»:

«Начало этого романа наделало много шуму, в особенности в провинции, где все подобного рода вещи принимаются, от скуки, как-то ближе к сердцу. О новом романе говорили даже шепотом, как о чем-то таком, о чем вслух говорить не следует.

По прочтении «Преступления и наказания» невольно является вопрос: что это такое? Роман это или просто психологическое исследование, изложенное в общедоступной форме? . если даже автор в лице Раскольникова и действительно хотел воссоздать новый тип, — то попытка эта ему не удалась. У него герой вышел — просто-напросто сумасшедший человек, или, скорее, белогорячечный.

У Раскольникова — все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду. . роман г. Достоевского, в способностях которого к тонкому анализу я сильно сомневаюсь. »
(отзыв в газете «Гласный суд», 1867 г.)

Почему стоит прочитать роман Ф. М. Достоевского

Критики о романе преступление и наказание

Недавно прочитав роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, написанный в 1865-1866 годах, я решила поделиться с вами впечатлениями о нем: рассказать историю создания великого произведения и выявить основные темы и проблемы.

История создания великого произведения

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)

11 ноября 1821 г. в Москве на свет появился известнейший всему миру писатель Федор Михайлович Достоевский.

Жизнь писателя включала в себя практически все, что только могла: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере.

Еще при жизни с творчеством писателя ассоциировался такой эпитет, как «гениальное».

В русской литературе Достоевский занял место главного психолога и знатока человеческих душ. Цель его романов всегда заключалась в том, чтобы показать жизнь человека и его внутренний мир таким, коим является на самом деле.

В 1850-м году Федор Достоевский был отправлен на каторгу в Омск. Там он проживал самое тяжелое время своей жизни. Его тяжелое душевное состояние планировалось отобразиться, в уже зародившемся, будущем романе. Но писатель не торопился приступать к его написанию. В 1854 году он получает свободу

Остро нуждающийся в деньгах Федор Достоевский, в 1865 году подписывает договор с одним издателем, обязуясь к ноябрю 1866 г. предоставить новый роман.

Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене.

Платить за жилье было нечем, но владельцы не выгнали писателя, однако перестали кормить и отключили свет. В таких условиях Ф.М. Достоевский и начал работу над романом.

История создания романа близилась к завершению. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.

Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог.

Почему же стоит прочесть роман “Преступление и наказание”?

Экранизированный главный герой романа Родион Раскольников

Романы Достоевского наполнены жизненными переживаниями героев и очень подробно описаны. Это связано с тем, что для писателя, как вы уже поняли, самым главным является передать весь внутренний мир человека, его души понятным и красивым образом читателю.

Наверняка вы слышали о том, что Достоевский и Толстой похожи между собой и являются гениями одного направления (об этом мы говорим попозже). Но лично мое мнение, по поводу описания героев, больше лежит в сторону Достоевского.

Он мастер слова: каждое предложение наполнено большим количеством эпитетов, которые очень складно звучат, переплетаясь между собой, создавая гармонию чувств и образов описываемых персонажей. Текст не становиться занудным и скучным, а наоборот, все больше заинтересовывает читателя так, что невозможно оторваться.

Ты будто погружаешься с головой в героя или даже становишься на его места и переживаешь его судьбу.

А вот произведения Толстого, я считаю, очень тяжелыми и мало наполненными (но это сугубо мое мнение, от этого его произведения не становятся плохими, т. к. и Достоевский может не всем понравиться именно этой излишней краской предложений).

Так же в текстах Достоевского постоянно и в больших количествах присутствует монолог (т. е. мысли и думы героев, которые никто не слышит). Это еще более раскрывает героя, его характер, мировоззрение и его отношение к происходящему.

Что же касается проблем и тем, которые затрагивает Достоевский:

  • Проблема богатства и бедности
  • Проблема любви
  • Проблема отношений между матерью и сыном
  • Проблема самовлюбленности
  • Проблема самопожертвования
  • Проблема дружбы и преданности и др.

Это основные проблемы, которые можно выявить, если рассматривать роман поверхностно.

Что же роман может донести столь полезного до Вас?

Честно говоря, в нем содержится очень много посылов, которые один человек заметит сразу и задумается над этим, а второй даже внимания не обратит.

Для меня главным в произведении стало то, что человек, каким бы плохим он ни был, способен поменяться в лучшую сторону, если того сам захочет; если ты решишься на “преступление” (я имею в виду не только то, что входит в кодекс РФ, но и связанное с моральным состоянием) то в любом случае, как бы не скрывался, тебе придется принять наказание, ибо душу твою так и будут терзать совесть и вечный страх, которые не дадут тебе спокойно жить; и какое бы преступление ты не совершил, всегда найдется человек, которому ты сможешь излить свою душу, скинуть камень с плеч, который вылечит и подтолкнет тебя на тот самый тяжелый, но такой нужный шаг, который ты бы не смог совершить в одиночку.

Это позволило мне взглянуть по-другому на людей, окружающих меня. Я смогла разобраться в себе и найти решения проблем, которые меня так долго мучили.

Постоянно вспоминая жизнь героев и сравнивая их со своей, я понимаю, насколько мои трудности незначительны.

В героях я нашла частичку себя, что и связало меня с этим романом и гениальным писателем Федором Достоевским, с которого теперь я беру пример в письме и учусь законам жизни.

Что ж, мой дорогой читатель, хочу пожелать Вам удачи в познаниях литературы и ее тонкого мира. Найти свое произведение и своего писателя. Спасибо, что прочел до конца! Надеюсь, что была Вам полезна.

«Преступление и наказание» анализ произведения Достоевского – критика, жанр, история создания, тема романа – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Критики о романе преступление и наказание

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день.

Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.

Год написания – 1866 г.

История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.

Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.

Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами.

Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния.

После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя.

Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности.

Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.

Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание».

Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника.

Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Тема

тема произведения – угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму.

Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель.

Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.

Композиция

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа – эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову.

Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым.

Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Преступления и наказания».

Жанр

«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману. Сам Федор Михайлович называл свое детище «психологическим отчетом одного преступления».

Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие.

В нем гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.

Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».

ПредыдущаяСледующая

Критика о романе

Критики о романе преступление и наказание

Роман был напечатан в 1866 г. и мгновенно оказался в центре внимания читательской аудитории и критики. Свои отзывы о нём оставили практически все известные литературные современники Достоевского.

  • Введение
  • Н.Н. Страхов
  • Д.И. Писарев
  • Общая оценка в критике

Введение

Несомненно, что «Преступление и наказание» входит в число лучших творений великого писателя, известных и в России, и за рубежом.

Роман можно смело отнести к лучшим социально – психологическим, философско  – идеологическим литературным творениям.

Его создание относится к сложному для страны времени противостояния идеологических воззрений, устаревшие идеи свергались, а свежие ещё не успели сформироваться.

По этой причине роман беспрепятственно нашёл горячий отклик среди передовой русской общественности и вызвал бурную полемику.

Творческое наследие писателя огромно, поэтому вполне естественен огромный неутихающий с годами интерес к его творчеству литературной критики. Первые критические отклики на роман стали появляться в печатных российских изданиях после первых публикаций в «Русском вестнике» в 1866 г.

Современники произведение восприняли с громадным восторгом и он никого не оставил равнодушным. Нельзя сказать, что абсолютно все отклики имели восторженный характер, хотя таковые в абсолютном меньшинстве.

Критические работы многих критиков 19 столетия актуальны и по сей день, даже в 21 веке.

Н. Н. Страхов

Одним из наиболее значимых критиков, современников Достоевского, является литературный критик Н. Н. Страхов. Его аналитика примечательна тем, что в ней он детально разобрал композиционное строение романа, а также образ главного героя и его теорию.

Широко известна статья Страхова от 1867 г., посвящённая разбору образа Раскольникова. В главном герое автор статьи видит человека умного и далеко не бессердечного, но запутавшегося в своей собственной теории, толкнувшей его на тяжкое преступление. По убеждению критика, автор романа относится к своему герою с сочувствием.

В произведении нашло отражение такое социальное явление, как нигилизм. Однако Раскольников у Достоевского – это нигилист страдающий и несчастный, а само явление показано, как причина жизненных катастроф многих людей.

Одной из основных особенностей романа, по мнению Страхова, это объективное описание Достоевским своих героев. Нет никакого личного отношения к каждому герою, только передача деталей и полная личностная нейтральность, отсутствие оценок и комментариев по отношению к главному герою. Сила Достоевского – в умелом отображении «движения души» и простоте и выверенности композиции.

Д. И. Писарев

Одним из наиболее известных критиков, который оставил детальный анализ произведения является Писарев.

Широко известна его знаменитая статья «Борьба за жизнь», написанная в 1876 г., в которой дан глубокий анализ произведения и характеристик, населяющих его персонажей, в частности, образ Раскольникова и его теории.

Автор сразу оговаривается, что главная тема, интересующая его в романе – это все жизненные явления окружающей действительности, отображенные в произведении.

Краеугольный камень драмы – теория, проповедуемая главным героем. Писарев видит её суть в том, что она построена молодым человеком исключительно для оправдания своего желания получения лёгкой наживы.

Автор статьи считает, что Родион сам не очень то уверен в верности своей теории, в противном случае он хотя бы попытаться просветить Дуню и Разумихина, чтобы сделать их своими союзниками. Более всего он опасается заслуженного возмездия и презрения близких.

Критическая статья Писарева о «Преступлении и наказании» характеризуется глубиной анализа. В ней поразительно точно дана характеристика Раскольникова, детально рассмотрены причины преступления, а также чувства преступника от осознания содеянного.

Общая оценка в русской критике

Практически нет ни одного значимого литератора, который не оставил бы откликов о творчестве Достоевского, что и неудивительно, так как это величина, которая оказала огромное влияние не только на русскую, но и на всю последующую и мировую литературу.

По поводу романа существует немало откликов современных писателю и поздних литературоведов. Среди них:

  • Е. Л. Марков, считавшего творение автора «одним из самых серьёзных, глубоких и оригинальных»;
  • И. Ф. Анненский, отмечавший, что здесь “впервые мысль Достоевского расправила крылья”;
  • Н. А. Бердяев, видевший в писателе психолога, раскрывавшего подпольную психологию;
  • Д. Мережковский задается вопросом “Спасет ли пролитая кровь?”;
  • В. Г. Короленко, уверенно говорит, что “Достоевский сыграл некоторую роль в идейной жизни молодого Короленко”.

«Преступление и наказание» – это роман, занимающий наиболее значимое место в русской литературе не только 19 столетия, но и всех последующих исторических эпох. Особенно почётное место уделялось литературному наследию Достоевского в советской литературе. Роман входил в обязательную школьную программу, нашёл отражение в кинематографе.

Анализ произведения достоевского преступление и наказание – Лучшие Сочинения

Критики о романе преступление и наказание

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности.

«Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия.

Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума.

Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра.

Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

В чем суть теории раскольникова?

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»).

Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами.

К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном  и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи.

Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье).

Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь.

https://www.youtube.com/watch?v=jn349pBdRYku0026t=116s

Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв.

Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона.

Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества.

Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша».

Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности.

Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя.

Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним.

Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг.

Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги.

В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души.

Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя.

Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман.

И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты.

Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере.

Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так.

Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения — преступление, «идейное» убийство.

За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студен­тов университета, …живущий в крайней бедности», напи­сал статью, где высказал свой принцип разделения людей.

мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)…

и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Но эта теория «двух разрядов» сама по себе уже есть преступление. Теория решает только один вопрос — кому жить, а кому умереть. Раскольников задумал убить и обо­брать старуху-процентщицу Алену Ивановну.

Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел,  в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо люби­мых мать  и  сестру.   Но это  не  единственная  причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «тео­рии» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам.

Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя.

А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступ­ление и против него.

Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно — и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву. Даже сны у него разные. Первый сон — предосте­режение от убийства, но не нашлось у Раскольникова сил отказаться от своих намерений. Второй сон — повторение преступления, он убивает человека.

Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека.

Один совершает доброе дело — спасает девочку, другой — совершает преступление, отрекаясь от нее.

При спасении девочки им движет состра­дание, добро, благожелательность, при отречении от нее — отчаяние, злоба, неверие.

По своей теории Раскольников должен быть вместе с теми, кого он ненавидит, но он не может быть вместе со своими врагами. И он должен презирать и отступиться от тех, кого он любит. Для него все было бы проще, если бы он никого не любил и если бы его не любили. Тогда ему было бы все ясно.

Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он — «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг.

И тогда абстрактные «обык­новенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку.

Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному — это значит быть без совести.

Критика о романе «Преступление и наказание» – Русская историческая библиотека

Критики о романе преступление и наказание

Достоевский. Преступление и наказание. Краткий пересказ в картинках

«Преступление и наказание» – критика «демократа» Елисеева

Полемичность и злободневность «Преступления» Достоевского необычайно остро ощущалась современниками: критики выступили сразу же после появления первых глав романа.

В февральской книжке «Современника» за 1866 год в очередном обозрении «передовой» критик Елисеев писал, что начало нового романа Достоевского нельзя «оставить без некоторого напутствия». Елисеев резко нападал на идею романа, враждебную революционной демократии.

Он считал, что Достоевский в новом романе становится в ряды людей, «озлобленных движением последнего времени», пытаясь утверждать, что современная молодежь видит в убийстве и грабеже средство к улучшению существующего порядка жизни.

Он отмечал, что теория Раскольникова характеризуется писателем как типичное явление, как «самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им молодые разговоры и мысли». И это «позорное измышление» вызывает законное возмущение критика, который как будто и не знал ни о страшных петербургских пожарах, устроенных молодыми радикалами, ни о распространяемых ими кровожадных прокламациях.

Преступление и наказание. Анализ произведения

В третьем, мартовском номере «Современника» Елисеев утверждал, что новый роман опорочивает всю студенческую корпорацию, будто бы считающую убийство «некоторым образом подвигом», и по сути дела поддерживает реакционеров: «Какою, например, разумною целию может быть оправдано изображение молодого юноши, студента, в качестве убийцы, мотивирование этого убийства научными убеждениями и наконец распространение этих убеждений на целую студенческую корпорацию? Кому оказывается этим услуга, если не обскурантам, которые в распространении света видят причину всякого зла в мире?» «Современник» не мог согласиться с теми критиками, которые отнеслись к роману очень сочувственно, сосредоточив все внимание на психологическом анализе драмы Раскольникова (см., напр. «Голос», 1866, № 48).

«Современник» поддержали и другие псевдодемократические газеты и журналы.

В «Искре» образ Раскольникова расценивался как карикатура на нигилиста и отмечалось «желание замаскировать» эту «тенденцию сценами, напоминающими «Мертвый дом» и «Униженных и оскорбленных» («Искра», 1866, № 12) Рецензент «Недели» отмечал, что в романе дан замечательный психологический анализ образа Раскольникова, но «изобличал» Достоевского в «грязненьких инсинуациях» – намеках на то, «что либеральные идеи и естественные науки ведут молодых людей к убийству, а молодых девиц к проституции» («Неделя», 1866, № 5).

«Преступление и наказание» – критика Страхова

Справедливое утверждение Достоевского, что преступление Раскольникова – результат влияния новейших, материалистических и социалистических, идей, что это типичное явление для современной учащейся молодежи, – вызвало истошный рёв в левом лагере. В правой прессе, напротив, это утверждение встретило полное сочувствие.

Философ-идеалист и критик Н. Н.

Страхов сразу же по окончании публикации романа отметил «чуткость» Достоевского, который уяснил «духовные болезни» современного общества: «Шаткость нравственного строя, обнаруживающаяся в некоторых явлениях нашего общества, – вот тема его нового романа «Преступление и наказание», – писал он («Отечественные записки», 1867, № 2).

Страхов, боровшийся с материалистическими и атеистическими воззрениями «нигилистов», все содержание романа сводит к изображению нигилизма «в самом крайнем его развитии», видя в этом громадную заслугу писателя.

Впрочем, Страхов не считает, что Раскольников являет собой типичного нигилиста – мелкого фразера или зверообразное существо.

Раскольников у Достоевского – одаренный человек, глубокая натура, загубленная вредной теорией, говорит Страхов, и Достоевский изображает не карикатуру, а трагедию нигилизма.

Преступление и наказание. 2 часть. Краткий пересказ по главам. Иллюстрированная аудиокнига

Давая высокую оценку роману, подчеркивая, что в нем с огромной силой показано «извращение нравственного понимания героя», Страхов сожалеет, что за пределами произведения оказалась вторая и, с его точки зрения, важнейшая сторона задачи – изображение «внутреннего переворота» Раскольникова, «пробуждения в нем истинно человеческого образа чувств и мыслей» («Отечественные записки», 1867, № 3, 4).

По сути дела то же беспокоило впоследствии и Победоносцева, который, отмечая силу атеистических бунтарских позиций Ивана Карамазова, спрашивал, сможет ли писатель противопоставить ему столь же сильный ответ в образе Зосимы.

«Преступление и наказание» – критика сторонников «чистого искусства»

Ещё один критик, сторонник теории «искусства для искусства» Н. Ахшарумов, возмущался тем, что в романе перед читателем развертывается кошмар нищеты – углы, вонючие лестницы, грязные дворы, лохмотья, что героями его являются пьяницы, проститутки, убийца.

Этот критик упрекал Достоевского в том, что он не безоговорочно осудил Раскольникова, что в отношении писателя к своему герою есть, якобы, «ложный оттенок»: «бледная ореола падшего ангела вовсе не к лицу» Раскольникову.

Причину преступления Раскольникова Ахшарумов видит, во-первых, во влиянии западных социальных идей, а во-вторых, в противоречии между требованиями, предъявляемыми Раскольниковым к жизни, и его возможностями.

Это порождает в молодом человеке злобу и делает его «личным врагом существующего порядка», что, по мнению Ахшарумова, характерно для всей необеспеченной учащейся молодежи («Всемирный труд», 1867, № 3).

Преступление и наказание. Часть 1. Глава 3. Краткое содержание. книга

«Преступление и наказание» – критика Писарева

На «Преступление и наказание» последовал и отклик со стороны знаменитого в эти годы Д. Писарева – статья «Борьба за жизнь».

Первая её половина под названием «Будничные стороны жизни» была опубликована в майской книге радикального журнала «Дело» за 1867 год.

Вторая ее часть, запрещенная цензурой, появилась уже после смерти Писарева в августовском номере того же журнала за 1868 год под названием «Борьба за существование».

Уже само название статьи «Борьба за жизнь» раскрывает, в чем видит материалист Писарев смысл романа. Анализируя «Преступление и наказание», критик односторонне настаивает, что причиной преступления Раскольникова явилась безысходная нищета.

https://www.youtube.com/watch?v=Shzt9aYAo4Y

Писарев  отвергает  мнение критика  «Русского  инвалида» о душевной болезни Раскольникова (1867, № 63) и доказывает, что «корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане».

Он настаивает, что «странная», «дикая» теория «родилась в Раскольникове потому, что мучительность его положения превышала размеры его сил и мужества».

«Эту теорию никак нельзя считать причиною преступления, – пишет Писарев, – так точно, как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей.

Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться и которые довели его до изнеможения. Настоящею и единственною причиною являются все-таки тяжелые обстоятельства».

Подобно другим левым, Писарев тенденциозно старается внушить читателю мысль, что теория Раскольникова не имеет ничего общего с воззрениями русских революционеров – мысль, вскоре опровергнутую появлением нечаевщины.

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: